Нетрадиционное занятие по рисованию. Конспекты занятий по рисованию нетрадиционными техниками

Рисование - один из ведущих видов деятельности детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения. Оно способствует познанию окружающего мира и является наиболее эффективным средством формирования творческой личности. Чтобы стимулировать интерес к изобразительной деятельности, педагогу желательно использовать в работе нетрадиционные методы рисования. Работа с непривычными материалами и новыми техниками подарит дошкольникам средней группы исключительно позитивные эмоции, раскроет новые возможности использования знакомых предметов.

Значение нетрадиционных техник рисования для детского развития в саду

Нетрадиционное рисование интересно тем, что изображения у детей всегда получаются разными. Как правило, это простые и доступные техники, тем не менее, играющие очень важную роль в психическом развитии дошкольника. Их использование предполагает атмосферу непринужденности, дает возможность малышу проявить инициативу, выразить в рисунке чувства и эмоции. Главным в такой деятельности является не конечный продукт, а формирование уверенной в себе личности.

Использование нетрадиционных техник развивает исследовательские способности малышей 4–5 лет. Ведь, они предоставляют возможность поэкспериментировать (например, смешать гуашь с мыльной пеной, нанести краску на природные материалы).

Нетрадиционное рисование совершенствует мелкую моторику рук дошкольников средней группы, что в свою очередь, способствует становлению правильной речи.

Развиваются такие психические процессы, как мышление, внимание, зрительная память, воображение. Повышается тактильная чувствительность - кончики пальцев непосредственно контактируют с краской, ощущают ее густоту, вязкость.

Работа с необычными материалами заставляет ребят удивляться, совершенствует их социально-коммуникативные навыки: дети задают больше вопросов педагогу, друг другу, обогащается и активизируется словарный запас.

Разнообразие методов и техник (ладошки, тычок, печатание, ниткография и др.). Используемые материалы

В средней группе уже возможно успешное применение самых разнообразных техник нетрадиционного рисования. Рассмотрим основные направления.

Детям очень нравится печатание различными предметами. Это могут быть пенопластовые формы: педагог наносит на них углубленный рисунок острым предметом. Ребенок окунает такую «печатку» в краску, а затем прикладывает к листу бумаги - получается красивое изображение. Аналогично можно печатать овощами и фруктами: для этой цели особо подходят картофель, яблоки, морковь. Для этого им придается нужная форма и подбирается подходящая по цвету краска.

Печатать также можно с помощью поролона, смятого комка бумаги, ватного диска. Интересное изображение получается из отпечатков листьев (таким способом можно рисовать деревья или бабочку). Сторона с прожилками покрывается краской и прикладывается к основе окрашенной стороной. Черешки у листика можно аккуратно дорисовать кисточкой. Интересный градиентный эффект получается, если на поверхности листа смешать несколько красок.

С помощью половинки картошки можно нарисовать самые разные предметы

Более сложное занятие для дошкольников средней группы - рисование тычком жесткой кистью. По предварительно нарисованному контуру ребенок ударяет кистью с гуашевой краской. Причем, кисточка не смачивается водой. Получается имитация пушистой либо колючей поверхности, что идеально подходит для изображения животных, например, ежика, медведя или зайца. В процессе работы кисть нужно держать вертикально - тогда тычки будут ровным.

Методом тычка хорошо изображать различных животных

Рисование тычком

Малыши обожают рисовать ладошками. Вся кисть ребенка погружается в гуашь либо окрашивается кисточкой, а затем он оставляет отпечаток на основе. Рисовать можно одновременно двумя ручками, окрашенными в разные цвета. Таким способом часто рисуют солнышко, травку, дерево, птичку. После работы ладошки вытираются салфеткой, затем гуашь без труда смывается водой.

Рисование ладошками

Плакат в подарок мама выполнен с помощью рисования ладошками

При рисовании пальчиками малыш опускает в гуашь не всю ладонь, а только кончик пальца. На бумагу наносятся точки или пятнышки. На каждый пальчик можно набрать краску разного цвета. Аналогичное изображение получается при использовании ватных палочек.

Рисование ватными палочками

Рисование пальчиками

Причудливые узоры на листе бумаги можно создавать с помощью манки (для этой цели также можно использовать соль и песок). Такая техника хороша для создания пейзажей - манная крупа придает композиции красивую текстуру. Фон посыпается крупой, пока еще не высохла краска. Через небольшой промежуток времени манка просто стряхивается, а на ее месте остаются светлые пятнышки. Другой вариант - предмет прорисовывается и закрашивается клеем-карандашом (обязательно на цыетном фоне), а затем посыпается манной крупой.

Рисование манкой

Ниткография - это техника рисования обычной ниткой. Малыш складывает лист бумаги пополам, погружает нитку в краску. На одной стороне основы выкладывается изображение из нитки, при этом один ее конец остается свободным. Рисунок закрывается сверху второй половинкой бумаги и прижимается. После этого нитка вытягивается за кончик. Получается изображение, которое дорисовывается кистью до желаемого образа.

Ниткография

Дети в средней группе любят рисовать поролоном. Это удобное средство для создания фона рисунка, кроме того, поролон имеет большие возможности воплощать фантазии ребенка. Например, это идеальный способ изобразить снежные сугробы в зимнем пейзаже.

Рисование поролоном с помощью трафарета

Необычное изображение получается при применении техники кляксографии. Малыш зачерпывает гуашевую краску ложечкой, а затем выливает ее на основу. Получаются пятна самой разной формы. Основа накрывается другим листом - на нем появляется изображение, которое дорисовывается до нужного образа. На пятно можно также подуть из трубочки, чтобы оно стало больше.

Рисование в технике кляксографии

Необычный инструмент для рисования - зубная щетка. Густые жестковатые щетинки позволяют наносить детали рисунка с различной плотностью. За счет этого возникает эффект объема, можно сочетать разные оттенки. Например, таким способом можно очень реалистично изобразить елочку.

Рисование зубной щетки придает ветвям объем

Рисование зубной щеткой

Подобным способом можно рисовать и пластиковой вилкой , погружая ее кончик в краску. Так можно изобразить колючего ежика или солнышко.

Рисование вилкой

Рисование идеально передает колючки животного

Для рисования в средней группе воспитатель может предложить ребятам свечи или восковые мелки. С помощью этих материалов малыш создает изображение на бумаге, а потом закрашивает его акварельными красками. Рисунок свечой или мелками остаётся белого цвета, поскольку жирная основа не вступает во взаимодействие с акварелью.

Рисование свечой, мыльными пузырями, ватными палочками, восковыми мелками

Нетрадиционное рисование отдельных предметов и объектов (примеры работ с комментариями)

Некоторые темы особенно располагают к нетрадиционным способам рисования. Например, дерево можно оригинально изобразить с помощью отпечатка листьями, дорисовывая недостающие части (композиция «Осенние деревья»). Другой интересный способ - оттиск капустным листом («Зимнее дерево»). С помощью ладошки можно изобразить заснеженную кроны («Заснеженное дерево»). Листья и плоды дерева часто изображаются пальчиками либо ватными палочками («Яблоня»).

Отпечатки листьями и рисование Рисование ладошками и пальчиками Оттиск капустным листом Рисование ватными палочками

Такой любимый малышами предмет, как воздушные шары, можно изобразить поролоном либо с помощью самих резиновых шариков (из надувают и кончик погружают в краску - получается очень реалистичное изображение).

Рисование воздушным шариком

Рисование воздушным шариком

Падающие осенние листья аналогично можно изобразить с помощью настоящих листьев. Для этого лучше подобрать экземпляры небольшого размера («Разноцветные листья»). Другой способ - рисование ватными палочками, пальчиками, тычком. Листочки можно также напечатать картофелем, предварительно нарисовав на овоще соответствующий силуэт.

Печатание листьями

Рисование тычком

Строение ветки рябины располагает к тому, чтобы нарисовать ее с помощью ватных палочек, пальчиками или тычком (фото).

Рисование тычком

Птиц в средней группе также часто изображают нетрадиционными способами. Например, с помощью ладошек можно нарисовать грациозного летящего или плывущего лебедя.

Рисование ладошками

Рисование ладошками

С помощью нетрадиционных методов рисования хорошо изображать овощи и фрукты.

Рисование пипеткой

Печатание половинкой яблока и рисование ватными палочками

Конспекты занятий

ФИО автора Название конспекта
Дружина Е. «Зима»

(рисование нетрадиционными способами - оттиск капустным листом, изображение ватными палочками)

Образовательные задачи : учить рисовать пейзаж с помощью нетрадиционных техник (оттиск капустным листом, изображение ватными палочками).
Развивающие задачи : расширять представления о зимнем времени года.
Воспитательные задачи : воспитывать интерес к природе, чувство прекрасного.
Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Демонстрационный материал: репродукции зимних пейзажей.
Раздаточный материал: тонированные листы белой бумаги по количеству детей, кисти, белая гуашь, листы пекинской капусты, стаканчики-непроливайки, подставки под кисти.
Ход занятия:
Загадка про зиму. Воспитатель спрашивает детей, какими словами можно рассказать о зиме (снежная, морозная, блестящая, пушистая и т.д.), во что можно играть зимой.
Под музыку П.И. Чайковского ребята рассматривают репродукции картин русских художников и зиме. Одновременно педагог закрепляет знания о том, что такое пейзаж.
Сюрпризный момент - в группу приходит посылка, но она не открывается. Чтобы открыть ее, кто-то из ребят должен прочитать стихотворение о зиме.
Раздается стук в дверь - появляется игрушечный заяц, который рассказывает, что это он доставил посылку и жалуется детям, что не может найти дорогу домой. Ребята обещают ему помочь. Заяц открывает свою посылку - там оказывается капустный лист.
Воспитатель предлагает дошкольникам превратиться в художников-пейзажистов и нарисовать зимнюю картину особенным способом - капустными листами.
Демонстрация приемов изображения. На лист нужно нанести кистью толстый слой краски, затем приложить его к основе и аккуратно снять двумя руками. Получившийся отпечаток очень похож на заснеженное дерево.
Самостоятельная работа дошкольников под композицию О. Газманова «Белый снег». Педагог по мере необходимости направляет детей.
По окончанию первого этапа работы проводится физкультминутка «Снеговик». Воспитатель замечает, что в рисунках чего-то не хватает. Дети, догадываются, что не достает снега. Педагог предлагает изобразить его с помощью ватных палочек - нужно окунуть их в баночку с белой гуашью и нанести точки (метод тычкования).
Традиционным способом с помощью кисти рисуются сугробы под деревьями.
Подведение итогов занятия - возвращение из сказочного леса.

Колесникова И.
(в средней группе нетрадиционным методом тычком)

Ход занятия:
Занятие начинается с загадки про медведя. Затем воспитатель читает сказку «Маша и медведь». Беседа по содержанию: как поступил Мишка с Машей. Рассмотрение строения медведя, определить форму его головы и туловища.
Воспитатель демонстрирует раскрашивание фигуры медведя методом тычка (глазки и носик приклеиваются).
Самостоятельная деятельность детей. Анализ готовых работ.

Карпова И.Н. «Рыбки»
(рисование ладошкой и пальчиками)

В начале занятия воспитатель организует игру «Аквариум» (дети выполняют действия согласно тексту):

  • Улитки ползут, / Свои домики везут, / Рогами шевелят, / На рыбок глядят.
  • Рыбки плывут, / Плавничками гребут./
  • Вправо, влево поворот, / А теперь наоборот.

Загадка про рыбу. Рассматриваются картинки с изображением рыбок. Беседа о том, где они обитают, чем питаются, что помогает им плавать.
Чтение стихотворения И. Токмаковой «Рыбка».
Педагог предлагает дошкольникам изобразить рыбку нетрадиционным способом - с помощью ладошки. Чтобы это сделать, нужно опустить ладонь в тарелочку с гуашью, а затем сделать на листе бумаги отпечаток (большой палец при этом согнут, остальные растопырены). Действия необходимо выполнять быстро, в противном случае краска может успеть высохнуть. Возле рыбки желательно изобразить фон - камушки (рисование пальчиками) и водоросли (кистью).
После самостоятельной деятельности детей проводится физкульминутка «Рыбка».
Проводится выставка работ: ребята объясняют, куда плывет каждая рыбка, выбирают самых красивых из них.

Зоткина О.К. «Алые паруса»
(рисование песком и красками)

Детский сад находится в курортном городе Евпатория, поэтому рисование песком в данном случае очень актуально.
В начале занятие воспитатель читает детям стихотворение В. Орлова «Я рисую море».
Проводится беседа о родном городе, который туристы еще называют городом Солнца, городом Детства. Это связано с тем, что в Евпатории очень много солнечных дней в году, необычайно ласковое море, а еще здесь находится огромное число детских здравниц и лагерей.
Педагог напоминает детям, что они сегодня были на море и спрашивает, что им больше всего запомнилось (теплый песок и приятная водичка, яркое солнышко, красивые ракушки, корабли, лодки).
Воспитатель предлагает дошкольникам нарисовать корабль с алыми парусами, яркое солнышко и их любимое море. А поможет это сделать песок, принесенный с пляжа.
Проводится физкульминутка на морскую тематику «Море».

  • Море очень широко,
    (Дети широко разводят руки в сторону.)
    Море очень глубоко.
    (Приседают, коснувшись руками пола.)
    Рыбки там живут, друзья,
    (Выполняют движение «Рыбка».)
    А вот воду пить - нельзя.
    (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
    Над волнами чайки кружат,
    (взмахи руками)
    Полетим за ними дружно.
    (кружатся на месте)
    Брызги пены, шум прибоя,
    А над морем - мы с тобою!
    (Дети машут руками, словно крыльями.)

Рассматривание образца и объяснение приемов изображения. Песок нужно просеять от ракушек и прочих примесей. Простым карандашом рисуются контуры корабля, солнца и моря, на которые после обильно наносится клей. Песок набирается в щепотку и посыпается на контуры изображения. Излишки ссыпаются в тарелочку. Далее паруса покрываются алой краской так, чтобы не затрагивать песок. Также раскрашивается солнышко, небо и море.
Под релаксационную музыку (звуки моря и шум прибоя) ребята начинают работать.

Перспективное планирование по нетрадиционному рисованию (средняя группа)

В средней группе нетрадиционное рисование изредка может включаться в занятия по изобразительной деятельности, может проводиться в рамках проекта. Чаще же всего такие техники изучаются с детьми в рамках кружковой работы.

В качестве примера приведем фрагмент перспективного планирования занятий кружка для средней группы «Радуга» (воспитатель Чернышева О.В., МБДОУ д/с «Ёлочка г. Абакан).

Месяц Тема Задачи
Сентябрь Осенние листья
Акварельные краски+восковые мелки
Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений об осени. Совершенствовать умения и навыки в рисовании восковыми мелками и акварелью
Плюшевый мишка
Тычок жесткой полусухой кистью
Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью»
Яблочко
Монотипия
Познакомить детей с техникой монотипии. Познакомить детей с симметрией (на примере яблока). Развивать пространственное мышление.
По замыслу
Октябрь Боровичок
Рисование пальчиками
Закрепить умение рисовать пальчиками, прием примакивания. Развивать чувство композиции, цветовосприятие.
Варенье
Кляксография
Познакомить с техникой кляксография. Развивать чувство композиции.
Блюдечко
Пластилинография
Совершенствовать умения и навыки в рисовании пластилином.
Кресло
Набрызг
Познакомить с техникой набрызг. Развивать чувство композиции.
Ноябрь Пылесос
Граттаж
Познакомить с техникой граттаж. Учить обводить шаблоны простой формы.
Самокат
Рисование ватными палочками
Закрепить умение рисовать ватными палочками. Развивать чувство композиции
По замыслу
Различные
Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему
Пароход
Пластилинопластика
Закрепить умение рисовать пластилином. Развивать чувство композиции.

Отметим, что регулярно (примерно 1 раз в месяц) в кружке проводится рисование по замыслу, на котором дети самостоятельно выбирают технику и тематику. Это развивает творческую фантазию и самостоятельность дошкольников.

Все занятия построены по схожему принципу: начинаются с игрового момента, включают в себя пальчиковую гимнастику, массаж, самостоятельная деятельность детей, как правило, проходит под музыкальное сопровождение. В конце же занятия обязательно устраивается мини-выставка детских работ.

Дети всегда стремятся к новым впечатлениям, испытывают интерес к творческой деятельности. Задача же педагога - пробудить в каждом ребенке веру в свою индивидуальность, способность творить красоту. В этом плане большие возможности представляют нетрадиционные техники изображения: рисуя без кисти и карандаша, малыш ощущает себя более раскованным, лучше чувствует краски и начинает фантазировать.

Сценарий НОД в средней группе,

образовательная область «Художественное творчество»

(с использованием ИКТ)

тема:

«Украсим платочек».

Цель: расширить представления детей о различных способах изображения цветовых пятен: познакомить со способом изображения узора с помощью картофельных штампов на материале.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать осваивать умение видеть геометрическую форму как основу и строить на ней нарядный узор при помощи чередования форм (цветовых пятен)

Познакомиться с правилами пользования штампами для отображения цветового пятна.

Осуществлять последовательность операций по стихотворному алгоритму

Получить первоначальные представления о свойстве материи впитывать краску

Развивающие:

Развивать мелкую моторику пальцев ведущей руки путем выделения объектов на интерактивной доске двойным нажатием, пальчиковой гимнастики.

Развивать цветовосприятие

Развивать умение видеть целое (представлять свою будущую работу)

Развивать образное мышление: ассоциативность (замещение отображения предмета его моделью – цветовым пятном)

Развитие метрических отношений: выстукивание двухударного ритма подушечкой пальца

Развитие координации руки и глаза

Развитие потребности вступать в речевые контакты с взрослыми, отвечать на вопросы

Воспитательные:

Воспитывать желание делать приятные сюрпризы (подарки), получать от этого радость и удовлетворение

Воспитывать потребность доводить начатое дело до конца, получая продуктивный результат

Воспитывать привычку работать аккуратно, неторопливо, пользоваться влажной салфеткой для рук

Побуждать всегда иметь чистый носовой платок

Предварительная работа: работа в уголке творчества с тычками, трафаретами. Игра с геометрическими фигурами «Выложи узор на квадрате».

Средства: ноутбук, проектор, интерактивная доска, (можно использовать ноутбук), матерчатые белые квадраты, картофельные штампы, гуашь основных цветов (синяя, красная, зеленая, желтая) – по два цвета на рабочем месте, влажные салфетки для рук.

Ход.

Дети входят в группу, становятся в круг.

Воспитатель: Собрались все дети в круг .

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель замечает игрушку Чебурашка.

Воспитатель: Чебурашка, чем ты так расстроен? Кто тебя обидел? Расскажи нам, поделились своей бедой».

Чебурашка (мягкая игрушка, оживляемая воспитателем): Здравствуйте, я рад Вас видеть (дети здороваются с Чебурашкой). «Знаете ребята, я сегодня собираюсь к крокодилу Гене в гости, а в гости надо идти с подарком, а я не знаю, что ему подарить, подскажите мне пожалуйста».

Дети рассказывают, что можно подарить: куклу, конфеты, цветы, машины и т.д.

Чебурашка: «А я слышал, что самый лучший подарок – это подарок, сделанный своими руками, но я ничего не умею делать (плачет)».

Воспитатель: «Ты прав Чебурашка, подарок, сделанный своими руками, всегда приятно дарить, и ценится он больше, чем купленный в магазине (воспитатель с детьми подходят к интерактивной доске, на которой появляется слайд – коврик, салфетка и платочек)».

Чебурашка: «Ой, что это такое красивое и нарядное?»

Воспитатель: «А это Чебурашка, платочки, коврики и салфетки, которые можно сделать своими руками».

Чебурашка: «А у меня тоже есть платочек» (показывает белый кусочек материи). Отличная вещь, не правда ли? Без чистого платка я никогда не выхожу из дома. А у вас есть платок? (дети показывают свои платочки). Какие у вас красивые платочки. А у меня – просто кусочек материи. Такой платок неудобно дарить. Может мне его украсить? Чем же мне его украсить?»

Воспитатель: «Сложно так сразу придумать. Да ведь у нас есть волшебный экран. А на волшебном экране можно увидеть волшебную коллекцию картинок».

Чебурашка: «Ты, страничка, открывайся, и копилка, появляйся (нажимает на доску, появляется страничка с картинками). Кто поможет мне выбрать подходящий рисунок?»

Воспитатель: «Дети все хотят быть твоими помощниками. Тогда за дело. А волшебный экран нам поможет. Только давайте вспомним, что нам для волшебных появлений нужно? Нам нужен наш умелый пальчик! (воспитатель показывает указательный пальчик, нажимая на подушечку). Покажите ваш самый умелый пальчик (дети показывают, нажимая на подушечку пальца) . Этим пальчиком надо постучать по картинке два раза – вот так: стучим по коленкам: «Тук-тук, кто там, я тут» – учимся выстукивать двухударный ритм. Постучим по ладошке».

А теперь, Тамила, к доске беги, на картинку пальчиком два раза ты нажми.

Дети по очереди выбегают к доске, нажимают на понравившуюся картинку: появляется платочек, картинки разбегаются то по углам, то по сторонам, то в центре квадрата (педагог кратко поясняет особенности узора). Если используется ноутбук, то дети просто выбирают картинку, а воспитатель открывает.

Чебурашка: «Какие интересные узоры получаются. Какой бы мне выбрать для моего рисунка? Да я и сам, наверное, не хуже придумаю. Сейчас я попробую изобразить свой узор. Чем же мне его нарисовать? (воспитатель подает Чебурашке красивую коробку и предлагает посмотреть, что в ней лежит. Чебурашка открывает коробку и показывает детям краски, пробковые штампы, салфетки для рук, называя каждую вещь). Как же я этими пробковыми обрезками рисовать буду? Может кто-то мне объяснит? (Дети говорят, а воспитатель выполняет за ними действие)».

Воспитатель спрашивает детей, что необычного они заметили? Что происходит с краской на материале? (впитывается, а раньше на бумаге она долго сохла, могла растечься).

Воспитатель предлагает Чебурашке помощь, показывая алгоритм действий, от имени Чебурашки приговаривает стишок:

Штамп я в краску окуну,

А потом к платку прижму:

В уголок – оп!

В уголок – оп!

Снова в краску обмакну,

Снова я к платку прижму

В уголок – оп!

Новый штампик я возьму,

В другую краску обмакну,

К серединке я прижму – оп!

Красота! Какие у меня на платочке ягодки выросли! Вот какой я узор придумал!

Ой, измазал лапки я чуть-чуть – не беда! Тряпочку возьму и быстро их протру! Вот так!

Чебурашка: «А вы, ребятки, хотите пойти со мной в гости к крокодилу Гене, моему другу? (Да! ) Тогда вам тоже нужно приготовить подарок! А давайте ему много красивых платочков подарим! Тогда он у нас будет самым аккуратным и воспитанным на свете». Тогда пора размяться:

А ну-ка поднимайтесь

Плясать принимайтесь!

Физминутка:

Раз – подняли руки вверх

Два – их отпустили

Три – поставили на пояс.

Дружно покружились.

Раз, два, три, четыре, пять

Хватит нам уже плясать

Мы сейчас работать будем

И платочки украшать!

Начинает звучать медленная мелодия.

А теперь глазки закрываем

Свой платочек представляем!

Какого цвета будет у вас узор? Где вы разместите узоры? Представили?

Глазки открываем! А теперь за дело беремся смело!

Каждый из вас может выбрать себе рабочее место. Какая краска вам больше нравиться, туда и подходите! Вспоминайте, как вы хотели расположить узор на платочке. Кто не придумал узор, или забыл, тот может взглянуть на волшебный экран! Волшебный экран – ваш помощник, он вам подскажет идею!

Воспитатель: «Ребятки, давайте вспомним нашу присказку и за дело: штампик я возьму, в краску окуну, к уголку платочка ровненько прижму – оп!»

Дети украшают платочки, в это время на экране - слайд-шоу из вариантов оформления платочка, звучит релаксационная музыка.

По мере выполнения работы дети приносят платочки к Чебурашке.

Чебурашка: «Вот здорово, какие нарядные платочки! Ни одного похожего нет. Все замечательные. Такие платочки не стыдно дарить! А я тоже время не терял, я еще три платочка украсил».

Чебурашка благодарит малышей за помощь и прощается:

А теперь пришла пора

Нам прощаться детвора.

Я подарочки возьму

В гости к Гене я пойду.

Воспитатель отмечает, какие красивые платочки сделали дети, и предлагает подарить их мамам.

Мария Сехина
Конспект занятия с использованием нетрадиционного способа рисования «Солнышко»

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Отрадненский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Конспект занятия нетрадиционным

способом рисования

«Солнышко »

Форма работы : групповое занятии

Целевая аудитория : несовершеннолетние

Формы и методы работы : групповое занятие

Цель : воспитывать интерес к работе к нетрадиционным техникам .

Задачи :

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Учить печатать кулачком приемом примакивания под словесное сопровождение.

3. Закреплять знание цветов.

Материал к занятию : альбомный лист любого цвета; набор гуашевых красок, широкая мисочка; стаканчик с водой; влажная салфетка; фартук; корзинка с красками; магнитофон; макет (фасад) избушки; мягкая игрушка «солнышко »

Предварительная работа : чтение потешки «Солнышко , солнышко » , рассматривание иллюстраций с изображением солнышка .

Ожидаемые результаты : научились печатать кулачком приемом примакивания, закрепили все цвета и их оттенки,развивали мелкую моторику рук.

План :

1. Ритуал начала : приветствие

2. Вводная часть : чтение потешки «Солнышко »

3. Основная часть : рисование ,пальчиковая гимнастика, физкультминутка, игра «Солнышко и дождик »

4. Заключительная часть : рефлексия

Ход занятия:

Ритуал начала :

Ребята давайте встанем в круг, возьмемся за руки, друг другу улыбнемся и своей улыбкой передадим свое тепло и хорошее настроение.

Вводная часть :

Воспитатель читает потешку и обращает внимание, на ставни расписные, они закрыты.

Солнышко , солнышко ,

Выгляни в окошко.

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

Воспитатель : - Ребята, а давайте вы позовёте солнышко ?

Дети : - «Солнышко , нарядись, красное, покажись» .

Открываются ставенки, в окне видно изображение солнца .

Воспитатель : - Нашему солнышку грустно одному , давайте мы нарисуем ему маленьких друзей.

Дети : - Давайте.

Воспитатель :

Солнышко , колоколнышко,

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди :

Нам в поля бежать,

Нам весну встречать.

Воспитатель : (показывает детям волшебную корзинку) и говорит :

Просыпайтесь, краски,

Будем мы трудиться.

Просыпайтесь, краски,

Будем веселиться.

Основная часть :

Дети садятся за столы и приступают к рисованию .

Способ получения изображения : ребёнок опускает в гуашь кулачок (вся кисть в это время сжата) . Рисуют и правой рукой, окрашенной разными цветами.

Два отпечатка кулачка жёлтой краской, наложить один на другой, - это основа для солнышка . Дорисуем ещё лучиков отпечатков всего пальчика – пусть наше солнышко будет лучистым и ярким. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Ребята, посмотрите на свои ладошки, что они вам напоминают?

Воспитатель : - А, давайте поиграем с пальчиками?

Пальчиковая игра :

Пять и пять

Пять и пять пошли гулять,

Вместе весело игра

Повернулись,

Улыбнулись,

В кулачёк вот так свернулись

Вот такие молодцы!

(Руки перед собой, ладошки широко раскрыты. Затем пальцы обеих ладоней сгибаются и разгибаются.

Вращение кистей рук.

Сложенные к большому пальцу пальцы обеих рук «растягиваются в улыбке» , показывая её.

Пальцы рук сжаты несильно в кулачки.

Стучат кулачок о кулачок.)

Воспитатель : - Ваши ручки отдохнули, а теперь пора играть.

Физкультминутка

Ночь в окошко заглянула, наклоняют головку, подкладывают под

Наше солнышко уснуло . щёчку ладошки.

Деткам улыбается. Руки поднимаем вверх, улыбаемся.

Игра : «Солнышко и дождик » .

Воспитатель : - Ребята, посмотрите, сколько друзей маленьких солнышек появилось у нашего солнышка . И теперь никогда ему не будет скучно.

Звучит песня : «Выглянуло солнышко » – дети танцуют.

Заключительная часть :

Рефлексия :

Смотрит солнышко в окошко ,

Смотрит в нашу комнату.

Мы захлопали в ладоши,

Очень рады солнышку .

Публикации по теме:

Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать детей,.

.

Конспект интегрированного занятия по нетрадиционным техникам рисования «Наши друзья - игрушки» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детски сад №1 комбинированного вида» с. Визинга Конспект интегрированного занятия.

НОД в подготовительной группе. Цель: Развитие познавательно-творческой активности детей. Выполнение работы "Сирень в вазе" в новой технике.

Задачи: -учить воспринимать поэтические произведения о природе; -знакомить с нетрадиционной техникой "прижми и отпечатай"(рисование скомканной.

И в десять лет, и в семь, и в пять

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Всё, что его интересует.

Всё вызывает интерес:

Далёкий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски…

Всё нарисуем: были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на земле.

В. Берестов

«Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир» .

Ребёнок живёт в огромном реальном мире, в котором многое для него пока ещё недосягаемо в силу его возрастных особенностей. Мы, взрослые, являемся посредниками между окружающим миром – миром природы, людей, вещей, искусства. И нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на всё новое, удивительное, яркое душой ребёнка. Воспитание чувств ребёнка начинается с красоты. Потребность в красоте и доброте появляется у малыша с первых дней его жизни: он тянется к красивой игрушке, замирает, услышав звуки музыки; немного повзрослев, рассматривает яркие иллюстрации в книжке, пытается изобразить на бумаге только ему понятную красоту.

Красота – это первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости. Только на эмоциональной основе устанавливаются прочные связи ребёнка с окружающим миром и удивительным миром искусства. Красота и доброта всегда идут рядом. Наша задача – опираясь на представления ребёнка, повысить уровень его восприятия, научить понимать истинную красоту, которая может быть разной: яркой и громкой, тихой и спокойной, скромной и неброской; понятие доброты необходимо наполнить многообразием её жизненных проявлений: учить не только воспринимать прекрасное о доброе и любоваться красотой, но и беречь её, не только откликаться на доброту, но и самим творить добро.

Незаменимым средством духовного формирования является искусство: литература, музыка, народное творчество, живопись. Искусство говорит образным языком, оно наглядно и близко ребёнку дошкольного возраста. Средствами искусства вокруг ребёнка формируется эстетическая среда, которую можно рассматривать как средство формирования нравственно-духовных ценностей личности ребёнка. Именно эстетическая среда способна развить в ребёнке эстетические чувства и научить эмоционально, откликаться на искусство, как явления вызывающее чувства радости, вдохновения, наслаждения и желания созидать. Для ребёнка эстетическая среда – это эстетические отношения, которые он усваивает и выражает в результате приобщения к художественно-духовным ценностям человечества, и материально – художественная среда, которую он осваивает и преобразует в результате своей деятельности.

Чем раньше ребёнок начнёт осваивать эстетические отношения, тем глубже и ценнее будет его эстетический опыт, тем ярче у него будет развито эстетическое восприятие мира. Но формирование эстетических отношений невозможно без восприятия красоты окружающего мира, без формирования навыков и умений отражать эту красоту в предметной действительности. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого, к сложному.

Рисование – важнейшее средство эстетического воспитания. А художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремёсел, но и важно для общего образования и воспитания. В процессе изодеятельности совершенствуются такие функции как: зрительное восприятие, воображение, память, мыслительные операции (сравнение, обобщение), формируются элементарные графические умения столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма.

Современные дети активно осваивают виртуальный мир. В то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, в детском сознании стираются грани между добром и злом, красивым и безобразным.

Несомненно, основы развивающейся личности закладываются в детстве, и существует опасность, что общество в будущем может получить бездуховное поколение, равнодушное к живописи, не понимающее музыку, поэзию. Поэтому сегодня эстетическое развитие выходит на первый план, есть необходимость в пересмотре его идей, поиске новых подходов, позволяющих выстраивать процесс эстетического развития в соответствии с интересами ребёнка, его потребностями, способностями.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её уже должно начаться в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность в детском саду. Детское изобразительное творчество нередко поражает своей непосредственностью, буйством фантазии. Распространено мнение, что роль взрослого в развитии изобразительной деятельности дошкольников должна сводиться лишь к невмешательству в процессе самовыражения ребёнка. Такое отношение к детскому творчеству ошибочно. Что может выразить ребёнок, если его жизнь бедна чувствами и впечатлениями, если он не имеет необходимых материалов для творчества и не владеет элементарными изобразительными умениями? Безусловно, не следует навязывать ребёнку своё видение мира, свои вкусы. Надо стремиться к тому, чтобы обучение умениям не вытесняло непосредственности детского восприятия. В процессе рисования ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное, создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учиться осознанно, использовать их. Ещё Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребёнка.

Принимая во внимание вышеизложенные факты, определим актуальность данной работы.

Актуальность и новизна.

Нетрадиционные техники рисования – важней шее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. А самое главное самовыражаться.

Изобразительное искусство занимает особое место в развитии творческих способностей личности дошкольника, так как лежащая в её основе предмето-практическая деятельность обладает значительным развивающим потенциалом. Актуализация и развитие творческого потенциала личности предполагает её включённость в творческий процесс, что приводит к появлению психических новообразований (многозначности мышления, произвольности психических процессов рефлексии, самоконтроля), и в итоге личность переходит на более высокую ступень развития.

Дошкольное воспитание 20 века, по существу, сводилось лишь к подготовке детей к школе, к оснащению их суммой конкретных знаний, умений, навыков, но при этом недостаточно учитывалась специфика развития детей дошкольного возраста, самоценность этого периода жизни ребёнка. «Концепция дошкольного воспитания» (1989) наметила новые подходы к дошкольному воспитанию, основанные на принципах гуманизации деидеологизации дошкольного образования, приоритета воспитания общечеловеческих ценностей (добра, красоты, самоценности дошкольного детства). Гуманизация образования как одна из проблем современной науки предполагает сосредоточения внимания на становлении творческой индивидуальности каждого ребёнка. Для развития воображения, творческого мышления (его гибкости, оригинальности), творческой активности как составляющих творческого потенциала личности в практике дошкольного художественного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов. Несомненным достоинством таких техник является универсальность использования. Технология их выполнения интересна детям дошкольного возраста. Поэтому рассматриваемы техники, вводятся в практику дошкольного художественного образования с целью актуализации и развития их творческих возможностей как сущностной характеристики педагогической деятельности.

Таким образом, педагогическая практика показывает, что большие возможности для формирования творческих и изобразительных способностей предоставляют занятия с использованием нетрадиционных техник рисования. При этом анализ педагогического опыта показывает, что не все педагоги осознают значимость проблемы развития творческой личности дошкольника, не владеют приёмами использования нетрадиционных техник рисования и поэтому не могут научить детей этим техникам.

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста на занятиях по рисованию и недостаточной теоретической и методической разработкой проблемы использования нетрадиционных техник рисования.

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определило выбор те мы исследования: использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности в младшем возрасте. Перед данной работой была поставлена цель: разработать методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности в младшем дошкольном возрасте.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования изобразительного творчества дошкольников;
  2. Изучить и теоретически обосновать эффективность использования нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих и изобразительных способностей детей младшего дошкольного возраста.
  3. Рассмотреть педагогические условия для реализации нетрадиционных техник рисования на занятиях по изодеятельности.
  4. Разработать и реализовать комплекс занятий для детей младших групп по развитию творческих способностей с использованием нетрадиционных техник рисования.

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, подвергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в сложной ролевой игре различные эмоциональные состояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научить. Нам, взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Следует помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребёнка в созидании красоты, то, как считают, в ребёнке формируется «инфантильная восторженность».

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию можно использовать нетрадиционные способы изображения. Что же они дают детям?

В каждой есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить, как способы создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра.

Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в каждой технике ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Например, если мы возьмём рисование пальчиком или ладошкой - этот метод рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами или ладошкой, ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.

А вот техника «Выдувание» - развивает фантазию детей, тренирует лёгкие, благотворно сказывается на развитии плавности речевого дыхания, развивает нестандартное решение, будит воображение.

Техника «Прижми и отпечатай» - привлекает детей процессом печатания, угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов (пробки, поролон, пуговицы, банки с дном разного размера, крышки и т.д.)

Техника «Рисование мозаичными мазками» - пробуждает фантазию, развивает творчество, даёт возможность отойти от традиционных способов изображения, сохраняя при этом реалистичность художественного образа.

Интересная техника «Рисование по сырому листу» - происходит растекание красок на листе, их смешение, в результате чего образуются плавные тонкие переходы цветов и оттенков.

Можно использовать технику «Рисование углём» - уголь позволяет получить линию бархатистого чёрного цвета или чёткие глубоко чёрные линии.

Такой вид рисования как «Смешение красок на листе» - позволяет развить фантазию, творческий подход к изображению, смелость.

Есть ещё интересный нетрадиционный приём «Набрызг» . Это очень непростая техника. Её суть состоит в разбрызгивании капель краски. Данная техника требует усидчивости, терпения.

Очень интересны и такие приёмы как рисование «Тычком» (жёсткая кисть, ватная палочка или рисование от пятна и т.д.) Нетрадиционных техник рисования много, ведь рисовать можно чем угодно, лишь бы было воображение.

Познакомившись с нетрадиционными методиками рисования, я решила использовать их в своей работе, так как опыт работы показывает, что занятий по разработанным Т.С.Комаровой и Т.Г.Казаковой методикам явно недостаточно для выработки у детей необходимых навыков и умений свободного рисования. Ведь не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии. Это влечёт за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности. Решить данную проблему помогают нетрадиционные способы рисования. Ведь изначально рисовать, а на чём и чем, а уж фантазии у современных детей более чем достаточно.

Я остановила свой выбор на таких нетрадиционных техниках рисования, как пальчиком, ладошкой, тычком (жёсткая кисть или ватная палочка), прижми и отпечатай (поролон, крышки, пробки). Составила перспективное планирование на каждую возрастную группу, это мне позволило учитывать взаимосвязь между различными разделами работы с детьми, обеспечить систематичность и последовательность в работе. Поэтому работу начала от простого к сложному, а методики рисования, которые я использую, являются наиболее доступными для детей младшего возраста. Сейчас детям нашей группы 4-5 лет, но рисовать пробовали уже с 1 младшей группы, после того как закончился процесс адаптации и малыши привыкли к окружающей их обстановке и воспитателям. Пробовала технику рисования пальчиком. Занятия проводила индивидуально – для получения наилучшего результата, затем объединяла по 2-3 ребёнка. Рисование пальчиком вызывало у ребёнка особое удовольствие, когда обмакнув пальчик в краску, он оставлял свой след на листе бумаги. Учились рисовать кончиком пальчика сверху вниз травку для зайчика, божьей коровке рисовали пальчиком пятнышки на крыльях чёрной краской, украшали крылья бабочки.

Рисовали и ладошкой. Нарисовали коллективную работу – весёлое, доброе солнышко. Каждый ребёнок прикладывал к листу бумаги свои ладошки, которые сначала обмакивали в жёлтую краску, а потом прикладывали их по кругу, я направляла детей. Получились весёлые лучики, затем нарисовала личико и солнышко готово. Дети испытали огромное удовольствие от коллективной работы. В основном все наши работы были коллективными. Как таковой цели использовать нетрадиционные методы в обучении детей рисованию не было. Но попробовав и увидев результат наших работ, решила продолжать использовать эти методики рисования и дальше. Я составила перспективный план занятий по нетрадиционному рисованию и начала внедрять его в своей работе. Продумывая каждое занятие, подбирала тот материал, в котором изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит детям эстетическое удовольствие. Конечно, перед тем как рисовать какой-либо предмет или явление, ребёнок должен хорошо представлять, что это и как оно выглядит. Для этого рисование я начинаю с рассказа о явлении или предмета, который нужно изобразить, далее объясняю технику рисования, обязательно провожу физкультминутки, анализирую в конце занятия работы детей.

Во второй младшей и средней группе мы продолжаем рисовать пальчиками, но теперь каждому ребёнку даю готовые шаблоны. Некоторые дети уже рисуют не одним пальчиком, а несколькими. Очень понравилась детям техника рисования ладошкой. Казалось бы, что мы можем нарисовать ладошкой? Да всё, что угодно! Если смазать ладошку краской, то она оставит на бумаге интересный отпечаток, в котором можно увидеть различные удивительные образы. Например, необычный цветок тюльпан можно нарисовать ладошкой. Чем же он необычен? А тем, что бутоны тюльпана рисуются не с помощью кисточки, а при помощи детских ладошек. Для получения этого рисунка потребуется всего две краски, красная и зелёная.

Процесс работы прост: разводим красную краску, делаем отпечатки ладошек на белом листе бумаги. Всё, бутоны тюльпанов готовы, теперь осталось нарисовать зелёный стебель и листики. Нетрадиционный рисунок готов. Несложно, красиво, необычно. Есть дети, которые рисуют левой рукой, так рисовать таким способом им нравится, а вот с кистью работать тяжело, поэтому для таких детей это большой плюс в рисовании. Так с помощью ладошки появляются тюльпаны, воробьи, осьминожки, деревья (см. приложение № 1)

Другой интересный вариант рисования, который я использую – метод тычка. Для этого метода достаточно взять ватную палочку или жёсткую кисть. Что мы делаем? Опускаем ватную палочку или жёсткую кисть в краску(дети эти методом уже владеют очень хорошо) и точными движениями делаем тычки по альбомному листу. Палочки или кисть будут оставлять чёткий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет тычка. Если тычок делать целенаправленно, например, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры. Этим методом с помощью ватной палочки рисовали падающий снег, украшали рукавичку, косыночку (см. приложение №2).

В средней группе рисовали пушистую мимозу, используя метод тычка (ватная палочка). Нарисованная ватной палочкой мимоза получилась пушистая и красивая. Краска не растекалась и не размазывалась в отличии, когда дети рисуют кистью (см. приложение №3)

Методом тычка, используя жёсткую кисть, рисовали пушистых зайчат, котят, косолапого мишку. Я рисовала силуэт животного, а дети кистью – тычком, закрашивали шубку, она получалась «пушистая». Работы вышли очень интересные и разные. У кого мишка вышел лохматый, у кого немного пушистый. (см. приложение №4).

Так же использую в своей работе с детьми технику «Прижми и отпечатай». Рисуем пробками, крышками, поролоном. Применение таких помощников в рисовании очень нравится детям. Ведь так быстро можно нарисовать шарик, божью коровку, цыплёнка, - стоит только раскрасить верхнюю часть пробки и отпечатать её на лист. Получившийся ровный круг дополняется воображением ребёнка. Для того. Чтобы нарисовать цыплёнка такой техникой мы берём одну крышку, желательно маленькую, другую немного побольше. Закрашиваем верхнюю часть, отпечатываем, дорисовываем ножки, клювик, глазик. И цыплёнок оживает (см. приложение №5).

Таким методом рисования можно нарисовать и гусеницу. Так же закрашиваем верхнюю часть пробки зелёным цветом. Делаем несколько отпечатков идущих друг за другом, дорисовываем кисточкой глазки, лапки – вот и готова гусеница перебирающая лапками (см. приложение №6)

Я, считаю, что техники рисования пальцами, ладошкой, тычком, пробками, поролоном позволяет сделать работы детей более интересными и красочными. А использование этих методик имеет ряд преимуществ:

  • Способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия
  • Пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости
  • Уточняют свои представления о цвете, форме, и размере предметов и их частей
  • Развивается мышление, речь, воображение
  • Способствует обогащению знаний об окружающем и приобщению к фольклору и литературе, та как темы занятий предусматривают использование загадок, стихов
  • Волшебное возникновение изображения доставляет детям удовольствие. Вызывает положительные эмоции
  • Ребёнок видит результат своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.

Выводы:

Цель данной работы была: разработать методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности в младшем и среднем дошкольном возрасте, среди которых: техника рисования тычком, прижми и отпечатай, рисование ладошкой и т.д.

Решению задач данной работы послужило изучить и теоретически обосновать эффективность использования нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих и изобразительных способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Предложен перспективный план (см. приложение №7) и комплекс занятий для детей средней группы по развитию творческих способностей с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности. Также описана техника рисования пальчиками и ладошкой . Эта техника даёт возможность детям испытать необыкновенное наслаждение от тактильных ощущений при работе с краской, бумагой и водой. Техника рисования прижми и отпечатай , развивает у детей воображение, ребёнок начинает домысливать, а что же получится в результате? Метод тычком позволяет детям придать изображённому животному лохматость, что дети простой кисточкой не смогут сделать.

В заключение хотелось бы сказать следующее: рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Это и есть главный аспект в моей работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.

Список литературы:

  1. «Воспитатель» - №5 2009 г.
  2. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.,2007 г.
  3. «Дошкольное воспитание» - №4 1993 г.
  4. «Дошкольное воспитание» - №2 1996 г.
  5. «Дошкольное воспитание» - № 2 2004 г.
  6. «Дошкольное воспитание» - №8 2005 г.
  7. «Дошкольное воспитание» - №6 2007 г.
  8. «Дошкольное воспитание» - №7 2007 г.
  9. Кихтева Е.Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г.
  10. Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 4-5 лет» - М-С 2011 г.
  11. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» - П., 1981 г.
  12. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»
  13. Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования» - ООО «ТЦ Сфера»,2011 г.


Приложение №1



Приложение №2



Приложение №3


Приложение №4


Прложение№5


Приложение№6


Приложение №7

Перспективное планирование:

Нетрадиционные техники рисования во второй младшей группе

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

«Бабочка» (рисование пальчиком)

Знакомить с творческим процессом – рисование пальчиком. Закреплять знание цветов (красный, жёлтый). Поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Учить радоваться полученному результату.

«Гусеница» (прижми и отпечатай, пробка)

Учить рисовать пробками, прикладывая их к листу. Закрепить знание цветов (зелёный, чёрный); развивать чувство ритма, воображение.

«Ёжик» (тычок, кисть)

Учить детей закрашивать по контуру тычком; закреплять представление о цвете (чёрный); учить находить сходство с игрушкой и радоваться полученному результату.

«Рябина» (рисование пальчиком)

Учить детей рисовать кисточкой веточку рябины. Продолжать учить рисовать пальчиком ягоды.

«Цыплёнок» (крышка)

Учить детей рисовать крышками, прикладывая их к листу, закреплять название домашних птиц и их детёнышей, место обитания, учить радоваться полученному результату.

«Воробей» (ладошка)

Учить детей рисовать руками путём прикладывания их к листу бумаги; учить рисовать голову печатанием крышки, набирая краску с поддона, а глаз кончиком кисти.

«Украсим рукавичку» (ватная палочка, тычок)

Учить детей самостоятельно подбирать подходящие цвета, обводить точками нарисованный карандашом контур ватной палочкой с гуашью, украшать изделие точками, нарисованными ватной палочкой.

«Утёнок» (тычок, кисть)

Закреплять умение рисовать методом тычка, прививать аккуратность при рисовании, закреплять название птиц и их детёнышей, место обитания, учить радоваться полученному результату.

«Друзья для ёжика» (ладошка)

Продолжать учить детей рисовать ладошкой и пальчиком, добиваясь сходства с ежом, закрепить знания детей о повадках ежа.

«Ёлка» (тычок)

Продолжать учить детей методом тычка. Закреплять представление о цветах (зелёный, коричневый) и умение правильно держать кисть.

«Чашка» (ватная палочка)

Продолжать учить самостоятельно, подбирать подходящие цвета, обводить точками нарисованный карандашом контур ватной палочкой с гуашью, украшать изделие точками.

«Снеговик» (рисование пальчиками)

Учить внимательно, рассматривать образец и следовать ему, закреплять умения рисовать пальчиками круг.

«Тюльпан» (ладошка)

Продолжать учить рисовать ладошкой, кончиками пальцев, набирать краску; закреплять представление о цвете (зелёный, красный). Поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Учить радоваться полученному результату.

«Воздушные шары» (крышка)

Продолжать учить рисовать крышками, прикладывая их к листу, закрепить знание цветов (красный, жёлтый). Продолжать учить выполнять работу аккуратно.

«Божья коровка» (пробка, ватная палочка)

Продолжать закреплять умение рисовать крышками, аккуратно пользоваться ватной палочкой, ставя точки, радоваться полученному результату.

«Мишка косолапый» (тычок, кисть)

Учить рисовать медведя по контуру тычком. Закрепить знание цвета (коричневый, чёрный). Прививать интерес к рисованию.

«Жучок» (крышка)

Продолжать закреплять умение рисовать крышками, прикладывая их к листу, закреплять знание цветов (коричневый, чёрный), радовать полученному результату.

«Знакомство с клюквой» (рисование пальчиком)

Продолжать учить детей рисовать пальчиком, познакомить детей с ягодой клюквой, закрепить умение рисовать предметы округлой формы, воспитывать активность, внимание, учить радоваться полученному результату.


Перспективное планирование

Нетрадиционные методы рисования в средней группе

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

«Ветка вишни» (кисть, рисование пальчиком)

Учить детей рисовать ветку с ягодами используя, рисование кистью и пальчиками, располагать рисунок на всём листе. Учить понимать и анализировать содержание стихотворения.

«Жёлтый одуванчик» (тычок кистью)

Закреплять умение детей рисовать методом тычка и кончиком кисти.

«Осенние листья» (тычок кистью)

Учить детей делать отпечатки листьями. Учить смешивать красную и жёлтую гуашь для получения оранжевого цвета. Учить различать и называть деревья, узнавать листья.

«Осеннее дерево» (ладошка)

Учить детей рисовать осеннее дерево с помощью ладошки, вносить по желанию детей дополнения (листва разного цвета, трава).

«Цыплёнок» (тычок жёсткой кистью)

Продолжать учить детей рисовать предмет, состоящий из двух кругов, простым карандашом. Учить передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жёсткой полусухой кисти, доводить предмет до нужного образца с помощью кисточки.

«Котёнок» (тычок жёсткой кистью)

Продолжать учить детей передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок полусухой, жёсткой кисти. Закреплять умение подбирать нужный цвет, доводить предмет до нужного образа с помощью мягкой кисти.

«Рыбка» (ладошка)

Продолжать знакомить детей с техникой печатания ладошкой. Закреплять умения дополнять изображение с помощью кисточки. Учить анализировать и понимать содержание стихотворения. Развивать воображение, воспитывать любовь к живой природе.

«Осьминог» (ладошка)

Познакомить детей с морем и его обитателями. Воспитывать любовь к живой природе, развивать воображение и интерес к рисованию.

«Салют» (рисование кистью на мокром листе)

Познакомить детей с новой техникой рисования на сыром листе бумаги. Продолжать учить подбирать красивые цветосочетания для создания, задуманного образа.

«Снежная баба» (оттиск скомканной бумагой)

Продолжать учить детей передавать в рисунке особенности изображаемого предмета, используя оттиск скомканной бумаги. Учить доводить предмет до нужного образа с помощью кисточки.

«Укрась медвежонку рубаху» (ватные палочки)

Закрепить умение детей рисовать ватными палочками, пальчиками, кистью. Учить выбирать технику самостоятельно в зависимости от выбранного рисунка.

«Синица» (ладошка, крышка)

Продолжать учить детей рисовать руками, учить рисовать голову печатаньем крышки, набирая краску крышкой, глаза рисовать кончиком кисти, находить сходство с птицей, радоваться полученному результату.

«Ваза с цветами» (ладошка)

Продолжать учить детей рисовать руками прикладывая, их к листу бумаги, учить закрашивать предмет (вазу) не заходя за контур.

«Веточка мимозы» (пальчиками)

Продолжать учить детей рисовать кисточкой веточку мимозы. Продолжать учить рисовать цветы пальчиком. Воспитывать любовь к близким.

«Разноцветные яички» (ватная палочка)

Продолжать учить детей рисовать предметы овальной формы, передавая характерную форму яйца. Продолжать учить методом тычка контур ватной палочкой с гуашью, украшать изделие.

«Дерево» (тычок)

Учить детей рисовать по представлению большое дерево на всём листе бумаги, передавая упрощённое строение ствола и кроны. Закреплять умение рисовать крону разными способами.

«Бабочка» (ватная палочка)

Учить украшать предмет яркими цветами и узорами. Развивать творчество, воображение.

«Путешествие в сказку»

Создать положительный эмоциональный настрой в группе, закрепить навыки рисования нетрадиционной техникой (пальцем или ватной палочкой) развивать мелкую моторику рук.

Марина Ракитина

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию

Тема: «Рисуем пальчиками» (рисование на свободную тему)

Старшая группа

Дата проведения занятия: 26.10.2015

Цель: продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования «Пальчики-палитра».

Задачи:

Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования «Пальчики-палитра»;

Развивать у детей художественные способности, воображение, фантазию;

Продолжать развивать мелкую моторику рук, сенсомоторику;

Продолжать обучать самостоятельному выявлению новых оттенков из заданной гаммы цветов.

Материал: бумага, гуашь, губки, тряпки, палитра.

Ход занятия

Дети садятся за общий стол и воспитатель рассказывает детям о важности пальцев рук, о том, как было бы человеку неудобно, если бы их не было или если бы они были неподвижны, не сгибались. Дети вступают в диалог с воспитателем, уточняя, что делаем мы пальцами. На каждый свой ответ воспитатель выполняет аналогичные движения: играют на фортепиано – показывает вместе с детьми игру на фортепиано (на столе, на гитаре – имитируют игру на гитаре, озорничают – щекочут соседа.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что пальчиками можно не только играть на гитаре и фортепиано, держать карандаши и ложку! (дети говорят свои варианты)

Воспитатель: А как вы думаете, умеют ли ваши пальчики рисовать без красок, кисточек, карандашей?

(дети приводят самые разнообразные примеры – это рисование пальцами на запотевшем стекле, ногтем, процарапывая замороженное стекло, пальцем на мокром песке, не снегу)

Воспитатель: Ребята, а кто-нибудь из вас пробовал рисовать пальцами по воздуху? (дети отвечают)

Воспитатель загадывает детям загадку и рисует руками по воздуху, а дети отгадывают:

1. Крашеное коромысло над рекою повисло (радуга)

Скачет по болоту

Зелёная квакушка.

Зелёненькие ножки,

Зовут её. (лягушка)

2. Надевают их на ножки

В жизни - люди, в сказке – кошки (сапожки)

3. Эта палка станет крышей,

Если в дождь из дома вышел! (зонт)

Воспитатель: Вы молодцы ребята, легко справляетесь с таким сложным заданием. А теперь я покажу вам, как можно рисовать пальчиками на листе бумаге, используя краски (воспитатель демонстрирует рисование гуашевыми красками. А вместо кисточки пальцы. Воспитатель сначала рисует ромашку – окунает палец в желтую краску и ставит точку, затем палец вытирает о салфетку и снова окунает палец в белую или синюю краску и пальцем проводит продолговатые полоски вокруг желтой серединки. Затем воспитатель показывает как рисуется снежинка)

Воспитатель: Вам понравилось? (показывает рисунки) Дети отвечают.

А еще можно рисовать целой ладошкой и у вас получатся зайчики и осьминожки, ежики и кустики. Можно рисовать на белой и цветной бумаге.

Дети приступают к выполнению работы. Ребята задумывают целые сюжетные картинки. Увлекаясь содержанием, они делают не отпечатки, а просто рисуют пальцами рук. У каждого ребенка прослеживается в ходе работы свои прием. Одни используют каждый палец как носитель определенного цвета, а другие рисуют одновременно сразу двумя руками.

Воспитатель напоминает детям, что лучше не опускать палец в новую краску, пока не вытрешь его тряпкой.

Весь ход занятия сопровождается легкой непринужденной музыкой.

По окончании работы воспитатель прикрепляет детские работы на магнитную доску.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось рисовать пальчиками? (дети отвечают)

Воспитатель выслушивает детские рассказы о создании пальцами своих рисунков. Каждый ребенок делится своими впечатлениями, рассказывает о своем рисунке, что он задумал в своей картинке и что изобразил.

Нетрадиционные техники рисования «Рисуем ладошками»

Занятие по рисованию на свободную тему в старшей группе

Дата проведения занятия: 22.10.2015

Цель: познакомить детей разновозрастной группы с нетрадиционной техникой рисования- рисование ладошкой.

Задачи:

1. Развивать художественные способности детей, воображение, фантазию;

2. развивать внимание, воображение, воспитывать интерес к творчеству.

Материал: краски, листы, кисти, салфетки, стаканчики под воду.

Ход: Ребята, сегодня у нас будет необычное, интересное занятие, мы будем рисовать ладошками. Выберите любой цвет, который понравится, возьмите кисть и окуните ее в краску, а затем на ладонь. Потом прижимает ладонь на бумагу. Что получилось? Ваши маленькие, красивые ладошки, А теперь мы дорисуем стебель и листья, получаются красивые цветы. Что именно понравилось? Молодцы, у всех красиво получилось!

Ребята, Вам понравилось занятие?

Ответы детей

Нетрадиционные техники рисования «Печатаем растения»

Занятие по рисованию на тему «Цветы в вазе» в старшей группе

Дата проведения занятия: 05.11.2015

Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования-«Печатка»

Программное содержание:

Познакомить с нетрадиционной техникой Печатка (накладывание краски на небольшие листочки и отпечатывание)

Развивать художественно-творческие способности

Развивать умение подбирать краски по цветовой гамме

Развитие мелкой моторики рук

Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставить радость своей работой

Формировать композиционные навыки.

Материал: кисточки, гуашь, черный лист картона, листья цветов- гербарий

Ход занятия:

Ребята, скажите пожалуйста, что любит получать на праздник любая женщина? (ответы)

Любой подарок будет очень приятен, но букету цветов будут рады все. А как вы думаете, почему? (ответы)

Цветы привлекают нас своим внешним видом, разнообразием, нежным запахом.

Сегодня мы будем рисовать букет цветов в вазе, но не совсем обычным способом.

Перед вами лежат белые листочки разной формы. На них мы будем накладывать краску, а потом отпечатывать на черный лист.

Возьмите белый листок побольше. На нем карандашом намечаем форму нашей вазочки. Берем гуашь и накладываем ее на контур (но не рисуем).

Затем переворачиваем, накладываем на черный лист снизу и приглаживаем.

Снимаем, получилась вазочка.

Таким же способом делаем цветы. Накладываем гуашь на цветы по несколько цветов и печатаем в разных местах.

Цветы могут быть и круглой, и овальной, и треугольной формы (цветы не накладываем друг на друга, между ними должны быть промежутки.)

Ребята, а вы знаете, почему цветы такие красивые?

Оказывается, каждое утро цветы начинают с зарядки. Давайте, и мы с вами тоже выполним «цветочную зарядку».

«Цветочная зарядка»

Говорит цветку цветок

Подними-ка свой листок.

(дети поднимают и опускают руки)

Выйди на дорожку,

Да притопни ножкой.

(дети шагают на месте, высоко поднимая колени)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай.

(вращение головой)

Стебель наклони слегка

Вот зарядка для цветка.

(наклоны на туловища)

А теперь росой умойся,

Отряхни и успокойся.

(встряхивание кистями рук)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе.

Продолжим. Пальчиками берем зеленую краску (можно смешать с желтой) и рисуем листочки.

Моем руки. (отдых)

Берем тонкую кисточку и белую гуашь. Ставим точечки хаотично.

Вазочку поставим на стол и на салфетку (салфетку рисуем пальцами)

Вот такая красота у нас получилась.

Итог: Сегодня у нас получились чудесные букеты. Вы все очень старались, вложили в свои работы частичку своего сердца, согрели работу теплотой своих рук. Давайте подарим эти букеты вашим мамам, они никогда не завянут и будут радовать ваших мам долгое время.


Конспект занятия с нетрадиционными техниками рисования кляксографии с трубочкой.

Старшая группа

Дата проведения занятия: 19.11.2015

Цель: продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования кляксографией, делать кляксы с помощью трубочки, фантазировать и использовать любой подручный материал. Дети смотрят на них и видят образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» - эти вопросы очень полезны, т. к. развивают мышление и воображение. На последнем этапе - обводят или дорисовывают кляксы. В результате может получиться целый сюжет.

Назначение. Изготовление рисунков необычным способом.

Задачи:

1. Знакомство с новой нетрадиционной техникой рисования «Кляксография с трубочкой»

2. Развивать художественные способности

3. Развивать художественное воображение от абстрактного к конкретному.

4. Воспитывать аккуратность при работе.

5. Учить подбирать соответствующую цветовую гамму.

Способ получения изображения. Ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются. Можно не только дуть на кляксу из трубочки, но и наклонять бумагу в разные стороны. В первом случае получатся красочные брызги, во втором - цветные потеки.

Материал. Бумага, гуашь, разведенная в палитре, трубочка (соломинка для напитков, палитра, баночки с водой, влажные салфетки, палочки ватные, кисть для рисования.

Предварительная работа. Чтение стихов и загадок о весне. Тонирование листа бумаги. Техника рисования кляксографии с трубочкой.

Ход работы.

Ребята я получила письмо из разноцветной страны, от нашего друга, художника Раскраскина. Послушайте, что он пишет.

Здравствуйте, ребята! Хочу вам рассказать, что со мной приключилось.

Вчера принесла мне в подарок сестра

Бутылочку Чёрных-чёрных чернил.

Я стал рисовать,

Но сразу с пера

Кляксу огромную уронил.

И расплылось

На листе пятно,

Стало помалу расти оно:

Слева - хобот, А справа - хвост, Ноги - как тумбы, Высокий рост.

Я немедленно

К чёрной туше пририсовал Огромные уши,

И получился,

Конечно, он, - Вы угадали - Индийский. (слон) .

(стихотворение Д. Чиарди «О том, кто получился из кляксы») Посылаю Вам несколько своих новых работ, выполненных необычным способом рисования кляксографией с трубочкой. Надеюсь, вам они понравятся. До встречи. Ваш Раскраскин.

Показываются работы из клякс.

Воспитатель. Сейчас мы с вами продолжим знакомство при помощи воздуха, красок и трубочки нарисуем чудесные картины.

Загадки: 1. Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает, когда это бывает (весной) .

2. Приходит с добром, веет теплом

Светом солнечным красна, а зовут ее (весна) .

Но для начала вспомним: какие признаки весны вы знаете? Ответы детей.

Давайте поиграем с вами в игру: какой? какая? какое? (ручей, солнце, проталины, дождь, грач, день) Я Буду называть слова, а вы будете подбирать к нему подходящие слова. Ответы детей.

А если, ребята, смешать краску желтую и красную, что у нас получиться? Ответы детей.

А какая весна у нас сейчас (ранняя) Ответы детей.

Смотрите на меня, а затем мы с вами выполним работу. Посмотрите, как можно рисовать трубочкой. (Воспитатель объясняет способ рисования) Зачерпываем ложкой краску (на политре - разведенная гуашь, выливаем ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дуем из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. Трубочку убираем.

Физпауза. Солнышко(2р) золотое донышко!

Гори(2р) ясно, чтобы не погасло!

Побежал в саду ручей, прилетели 100 грачей.

А сугробы тают, тают, а цветочки подрастают.

Воспитатель. А сейчас приступайте к рисованию. Не спешите, работаем аккуратно.

Самостоятельная деятельность детей. (Звучит тихая музыка). В процессе рисования воспитатель следит за техникой кляксографии, при необходимости помогает детям, дает советы.

Анализ работ. Дети рассказывают чему они научились.

Воспитатель. Молодцы, все сегодня постарались, получились интересные работы. Рисунки свои покажите и другим ребяткам, их тоже научите рисовать трубочкой. Раскраскин будет доволен работами ребят.




Понравилось? Лайкни нас на Facebook