Сколько дел мог делать Цезарь одновременно? Несколько дел одновременно? Легко! Цезарь мог делать несколько дел одновременно.

На паре:
Препод:-Александр,как Вы можете писать и слушать музыку одновременно?
Александр:-Между прочим,давно доказано что музыка стимулирует мозговую деятельность и помогает усваивать материал
Препод:-Да, я тоже видел передачу в которой говорили о том что благодаря музыке у коров на ферме стали отличные надои...



XX: надо дома организовать

ХХ: что такое полудуплексный обмен данными?
YY: Это последовательный режим - когда один говорит, то второй обязан слушать. Одновременно слушать/говорить друг друга не могут.
XX: надо дома организовать

Откуда пошли поговорки?
Никогда не задумывались, откуда пошли некоторые выражения, ставшие уже
поговорками? Люди слышат где-то броское выражение, запоминают его,
используют сами... И пошло-поехало. Сейчас поговорки рождаются в
основном из реплик героев популярных кинофильмов и высказываний
политиков. В прошлом ситуация была примерно такая же, несчитая того, что
тв и кино не было. Множество поговорок пришло к нам из древнего Рима,
где ораторское искусство было на высоте - соответственно, и языковых
перлов рождалось много. Впрочем, с течением времени многие поговорки
потеряли часть слов, в результате чего их смысл несколько изменился.
Хрестоматийный пример: далеко не все знают, что римская поговорка "В
здоровом теле - здоровый дух" полностью звучала так: "В здоровом теле -
здоровый дух - редкая удача." :)
Ниже речь пойдет о знаменитом высказывании, что "Цезарь может делать
сразу три дела". Недавно выяснил, откуда пошла эта фраза. Ведь казалось
бы, ученые доказали, что человек, в силу особенностей строения мозга,
может одновременно заниматься только одним видом интеллектуальной
деятельности: т.е., скажем, одновременно писать и разговаривать
невозможно. Толком не получится ни то, ни другое. А тут Цезарь, на тебе,
сразу три дела может... Как? Гений?
... В Древнем Риме гладиаторские бои были не просто развлечением, они
несли в себе важную религиозную нагрузку. Фактически, это были
жертвоприношения богам. Поэтому на тех, кто на бои не ходил, смотрели
довольно косо - примерно как в России косо смотрят на тех, кто водку не
пьет:) Гай Юлий Цезарь как раз был из тех, кого гладиаторские бои не
интересовали. Вряд ли из-за того, что он не выносил вида крови, скорее
потому, что после всех проведенных им войн гладиаторские бои смотрелись
так же, как дворовый футбол после чемпионата мира. Однако, как
"пожизненный консул" он на боях вынужден был присутствовать. Популизм в
те годы был куда круче, чем сейчас:) Чтобы не терять времени, Цезарь в
своей ложе занимался работой с корреспонденцией. (В то время главе
государства приходило столько бумажных писем, сколько сейчас нам всем
приходит электронных, но только спама тогда не было:)) Так вот, когда
один из приближенных людей упрекал Цезаря - как он может одновременно и
смотреть бои, и писать письма? - Гай Юлий неизменно отвечал, не отрывая
глаз от письма, что "Цезарь может делать не только два, но и даже три
дела одновременно - и смотреть бои, и писать письма, и разговаривать."
Вот так ОТГОВОРКА со временем стала ПОГОВОРКОЙ.

(Сведения почерпнуты из книжки "Жизнь 12 цезарей" древнего автора Гая
Светония Транквилла).

Таким вопросом я задалась, изучая последние новомодные методики планирования.

Гуру тайм менеджмента горячо спорят по этому вопросу – одни утверждают, что многозадачность – это способ успеть больше, другие возражают, что невозможно качественно выполнить сразу несколько дел.

Кому верить больше?

Мой вывод из собственного опыта такой – все зависит от каждого конкретного человека, его характера и темперамента. Например, женщины более многозадачны – вести авто, красить губы и говорить по телефону – это наша чисто “девочковая” фишка.

Если вы умеете быстро и без потерь выполнять сразу несколько важных задач – это крутой навык, его можно и нужно использовать!

Например, я отношусь к той самой породе Юлиев Цезарей, которым просто скучно делать что-то одно. Но при этом мне иногда очень сложно сосредоточиться на важной задаче, чтобы довести ее до конца. Это серьезный недостаток, над которым приходиться работать уже в ручном режиме.

Итак, многозадачность – классная штука, если соблюдать несколько простых правил:

  1. Старайтесь совмещать занятия из разных областей – например, физическую и умственную активность – слушать аудиокниги во время утренней пробежки, мыть посуду и продумывать планы на день, говорить по телефону и вытирать пыль. Это чисто женский совет, основанный на возможности задействовать сразу два полушария головного мозга. И это очень выручает в ежедневной рутине.
  2. Одно из выполняемых дел обязательно должно быть навыком, доведенным до автоматизма. То есть, выполняя его, вы вообще не должны задумываться ЧТО и КАК делаете – руки сами выполняют нужные манипуляции. Тогда можно спокойно добавить еще одно дело.
  3. Используйте “помощников”. Например, одновременно приготовить обед и вести переговоры с клиентом по скайпу – моя ежедневная практика. Благодаря такому чудо-устройству, как мультиварка.
  4. Одно из выполняемых дел – всегда в приоритете. То есть, если вы замечаете, что запарились, нужно оставить второстепенные вещи и довести до конца основное. Как правило, это задача с временным ограничением или та, от которой зависит работа других. Ее вы не можете не выполнить.
  5. Оценивайте результаты по окончанию работ. Устраивает ли вас качество выполнения? Если бы вы делали только одно из двух дел – было бы оно выполнено лучше?
  6. Ну и наконец, мое личное правило – не совмещать игры и занятия с ребенком и работу. Лучше увлечь малыша чем-то интересным и выполнить свои дела, чем, перекрикивая плач и возмущения, пытаться сделать все сразу.

ЛЮБОВНЫЕ ТАЙНЫ ВЛАСТИТЕЛЕЙ МИРА

“Ищите женщину”, - говорят французы. “Любовь, что движет солнце и светила”, - писал великий Данте о главной движущей силе мировой истории. В самом деле, почти все, что мы знаем о прошлом человечества, так или иначе завязано на любовных драмах. Не будь любовной составляющей в истории цивилизации, мы были бы совсем другими сегодня. К сожалению, история учит только тому, что она никого и ничему не учит. Тем не менее знать прошлое, чтобы лучше понимать настоящее, нам всем необходимо. Именно поэтому “Мир новостей” предлагает читателям цикл эксклюзивных исторических материалов, объединенных общей темой: “Любовные тайны властителей мира”.

Что мы знаем о великом римском полководце Юлии Цезаре?

“Пришел, увидел, победил” - это об одной из его войн. “Жребий брошен” - это о переходе через речку Рубикон, что послужило началу кровопролитной гражданской войны в Римской республике.

А еще мы по школе знаем восклицание: “...и ты, Брут?!” Это о ноже в спину Цезаря со стороны обласканного им парня (кстати, сына его роковой любовницы!).

И конечно же мы помним самый раскрученный и красочный сюжет всех времен и народов - Цезарь и Клеопатра. Баллады, фильмы, пьесы, поэмы, сплетни - чего только не было пущено в массы за истекшие две тысячи лет на тему роковой любви египетской царицы и диктатора Рима!

А уж произведений на тему злодейского убийства Юлия Цезаря и не счесть...

Но в жизни этого деятеля были очень интригующие и малоизвестные моменты, которые оказали огромное влияние на его становление как величайшей исторической личности.

Почему, кстати, величайшей? Да потому, что без диктаторства Цезаря не пал бы республиканский Рим и не было бы могущественной Римской империи - прародительницы современной культуры и цивилизации. Без него не было бы многого - от юстиции и юлианского календаря до образцов военной стратегии, которую изучают до сих пор.

И если говорить о том, что же сначала Цезаря возвеличило, а потом и погубило - о его роковых страстях, - то надо начинать конечно же с его юности.

МОЛОДОЙ ЦЕЗАРЬ: ПОИСК ОРИЕНТАЦИИ?

Скандалы сексуального характера сопровождали Юлия всю жизнь. Как только он стал добиваться успехов на военном и гражданском поприще, в римское общество был ловко вброшен слух о гомосексуальной связи Цезаря с царем Вифинии (совр. территория Турции) Никомедом. История достоверно знает только одно: да, старому царю Никомеду и его супруге очень понравился молодой патриций Юлий, они подолгу принимали его у себя во дворце, делали дорогие подарки. Но, как говорится, с факелом над ложем никто не стоял. Тем не менее многие политики того времени использовали этот момент, чтобы унизить и оболгать набирающего силу соперника.

Юлия Цезаря в речах называли “царевой подстилкой” и “царицыным разлучником”.

Доходило до еще больших грубостей. Цезарь, мол, - это “злачное место Никомеда” и “вифинское блудилище”. Один из главных противников Цезаря (некто Бибул) называет его вообще “вифинской царицей”. Но больше всего фантазия разыгралась у величайшего оратора и публициста Цицерона. Тот тоже с факелом не стоял над Цезарем и Никомедом, зато красочно описывал в некоторых своих письмах, дескать, ...царские служители отвели Цезаря в опочивальню, он в пурпурном одеянии возлег на золотом ложе, и растлен был в Вифинии цвет юности этого потомка Венеры...

(Кстати, заметим: Юлий Цезарь вел свой род от Юла, одного из сыновей богини Венеры, и поэтому считал себя достойным царства.)

Дошло вообще до гротеска. Когда Цезарь покорил Галлию, то во время триумфа его воины распевали:

Галлов Цезарь покоряет,
Никомед же - Цезаря:
Нынче Цезарь торжествует, покоривший Галлию, -
Никомед не торжествует,
покоривший Цезаря.

В общем, при всем своем мужестве и уме Цезарь не мог просто так отмахнуться от обвинений в мужеложстве (хотя, по большому счету, в Риме это не считалось аморальным).

Для набирающего вес политика, как и сегодня, это могло оказаться фатальным. А ведь тогда Рим был еще республикой, и управленцев римляне выбирали почти что честным голосованием!

В общем, Юлий решил показать Риму, что он точно выбрал свою сексуальную ориентацию, что его никто не собьет с правильного пути и что он большой поклонник женского пола.

Конечно же Цезарь, как и положено аристократу, для начала выгодно женился на патрицианке Корнелии Цинниле. Но через некоторое время он становится вдовцом - Корнелия умирает при родах.

Второй женой Цезаря становится Помпея Сулла - внучка знаменитого кровавого диктатора Суллы (68 до н.э. - 62 до н.э.).

РАЗГУЛ ВЛАСТИ И СЕКСУАЛЬНЫХ ПОДВИГОВ

Третьей женой Цезаря стала Кальпурния - дочь одного из влиятельных римских консулов. Брак был заключен по политическому расчету. Цезарь уверенно шел вверх. Сам он сумел ловко устроить другой важный брак - своей единственной дочери с могущественным полководцем Рима Гнеем Помпеем.

Потом он организовал с зятем Помпеем и полководцем Марком Крассом трумвират негласных правителей Рима.

И вот теперь-то Цезарь мог без особых опасений предаться сексуальной распущенности.

Античные историки пишут, что “он был любовником многих знатных женщин”. Он не побоялся включить в свой гарем даже жен своих могущественных товарищей по триумвирату - Тертуллу, жену Красса, и Муцию, жену Помпея. Помимо этого не обошел он вниманием и иных жен видных патрициев - Постумию, Лоллию...

Но самой главной, более того, роковой любовницей Цезаря стала знатная римлянка Сервилия. Она была матерью того самого знаменитого, из поговорки, Брута. Сегодня трудно доподлинно утверждать, что лжива легенда, будто Брут был сыном самого Цезаря. У Сервилии был свой законный муж, однако родить она могла и от Цезаря.

Ведь предательство Брута, который в числе двух десятков заговорщиков вонзил в Цезаря кинжал, может быть мотивировано не только политически. Брут мог затаить на Юлия обиду за то, что Цезарь плохо обошелся в итоге с его матерью Сервилией, бросил ее и не признавал свое отцовство.

Да и сама Сервилия, обиженная на Цезаря, участвовала в заговоре и вполне могла направлять кинжал своего сына в сердце бывшего любовника.

Но поначалу Юлий Цезарь воспылал к Сервилии неподдельной сексуальной страстью, хотя она и была женщиной очень дурного и злобного характера. Цезарь купил для нее уникальную жемчужину, стоившую 6 миллионов сестерциев, а в гражданскую войну, не считая других подарков, он продал ей с аукциона богатейшие поместья за бесценок.

ВТОРАЯ И ПОСЛЕДНЯЯ РОКОВАЯ СТРАСТЬ ЦЕЗАРЯ

Во время своих военных походов великий полководец конечно же давал волю своей половой распущенности. В провинциях он никогда не оставлял в покое чужих жен. Его легионеры, любя Цезаря, тем не менее могли петь сначала гнусную песенку о Никомеде, а потом еще более актуальную:

Прячьте жен: ведем мы в город лысого развратника.

Деньги, занятые в Риме, проблудил ты в Галлии.

После завоевания Галлии - страны будущих французов - Цезарь был вынужден вступить в борьбу за единоличную власть над Римом с Гнеем Помпеем, которого в итоге разгромил.

В те годы среди его любовниц были даже царицы - например, мавританка Эвноя, жена Богуда: и ему, и ей он делал многочисленные подарки.

Однако в последние годы жизни больше всех Цезарь полюбил египетскую царицу Клеопатру. История их отношений хорошо известна. Он осыпал ее дарами (а она - его), они пировали до рассвета, на ее корабле с богатыми покоями он готов был проплыть через весь Египет до самой Эфиопии.

Но страсть к Клеопатре стала для Цезаря роковой именно тогда, когда он пригласил ее в Рим, а затем отпустил с великими почестями и богатыми дарами, позволив ей назвать сына его именем.

Тогда в Риме стали распространяться злые слухи: мол, Цезарь хочет стать царем, Клеопатру (чужестранку!) сделать царицей, а для продолжения династии у них уже и готовый наследник есть по имени Цезарион...

Увы, часто больше правды именно слухи влияют на общество. Покушение на Цезаря и его преждевременная смерть стали итогом как его роковых страстей, так и его политических ошибок.

Интересно, кстати, что даже во время великой любви с Клеопатрой Цезарь, уже провозглашенный диктатором Рима, не оставлял своей привычки к половой распущенности.

Народный трибун Гельвий Цинна признавался, что у него по приказу Юлия был подготовлен законопроект. По этому закону Цезарю позволялось брать жен сколько угодно и каких угодно для рождения наследников. А патриций Курион в одной из своих речей назвал Цезаря “мужем всех жен и женой всех мужей”.

И эта фраза вошла в историю вслед за самим великим Юлием.


Цезарь Гай Юлий (Gaius Julius Caesar) (ок. 100 - 44 до н.э.) - Римский патриций, военачальник и государственный деятель. Принадлежал к знаменитому римскому роду Юлиев. Был участником знаменитого триумвирата между ним, Помпеем и Крассом, превратившего республику в частное владение этого трио. После победы над Помпеем - единоличный диктатор Рима. Является одной из самых ярких фигур античной истории. Был хорошим оратором и замечательным писателем - его записки о галльской кампании и о войне с Помпеем до сих пор служат образцом латинской прозы. Юлий Цезарь прослыл большим женолюбом - одной из его любовниц была Клеопатра. При рождении Юлия его матери была сделана операция, которую позже стали называть кесаревым (цезаревым) сечением. “Цезарь” стал официальным титулом римских императоров, от которого затем произошли титулы “кайзер” в Германии и “царь” в России. Личную жизнь Цезаря описывали многие авторы, но наиболее красочное описание дают Светоний в “Жизни двенадцати цезарей” и Плутарх в “Жизнеописаниях”. Убийство Цезаря Брутом легло в основу сюжета пьесы Шекспира “Юлий Цезарь”.

Подготовил Евгений Александров

В начало

Бюст Юлия Цезаря из коллекции Британского музея. Фотография Роджера Фентона, сделанная по заказу Британского музея. Ориентировочно 1856 год Royal Photographic Society

Юлий Цезарь, наверное, самый известный персонаж античной, да и всей древней истории. Соперничать с ним может разве что Александр Македонский. Про Цезаря написаны бесчисленные тома научных трудов, популярных биографий и художественной литературы. В кино его играли такие выдающиеся актеры, как Джон Гилгуд, Рекс Харрисон, Клаус Мария Брандауэр и Киран Хайндс. Вокруг любой выдающейся исторической личности рано или поздно нарастает шелуха мифов и преданий. Не избежал этого и Цезарь.

Миф 1. Его звали Кай Юлий Цезарь

Начнем с имени. У Цезаря, как практически у каждого римского мальчика из хорошей семьи, было три имени: во-первых, преномен, или личное имя (Gaius), — их в Древнем Риме было очень немного, Гай входило в число самых распространенных; во‑вторых, номен, или родовое имя (Iulius), и в-третьих, когномен, изначально прозвище с каким‑то словарным значением, прикрепившееся к ветви рода и ставшее наследственным (Cicero — Горошина, Naso — Носатый). Что значило слово Caesar — неизвестно. Объяснений было много: сам Цезарь утверждал, что это «слон» на «мавританском языке», а Плиний Старший возводил слово к глаголу caedo, «резать, вырезать», утверждая, что самый первый Цезарь (не наш, а кто‑то из его предков) появился на свет из разрезанной матки, то есть в результате процедуры, впоследствии известной как кесарево сечение. Уже благодаря славе именно нашего Юлия Цезаря его когномен в разных формах вошел во многие языки мира как синоним правителя — кесарь, кайзер, царь.

Вариант Кай (а не Гай) Юлий Цезарь в обыденной речи бытует очень давно. Встречается он и в литературе: например, в фантастической повести «Призраки» Тургенева, в «Золотом теленке» Ильфа и Петрова или в «Белой гвардии» Булгакова. Поиск по корпусу текстов русской литературы выдает 18 результатов по запросу «Кай Юлий» против 21 — «Гай Юлий», практически поровну. Иван Ильич у Толстого вспоминает пример из «Логики» немецкого философа-кантианца Иоганна Готтфрида Кизеветтера: «Кай — человек, люди смертны, потому Кай смертен» (у Кизеветтера: «Alle Menschen sind sterblich, Caius ist ein Mensch, also ist Caius sterblich»). Это тоже, конечно, «Кай» Юлий Цезарь. В языках с графикой на основе латиницы вариант Caius вместо Gaius также продолжает встречаться — не только в романах, но и, например, в книгах современного британского популяризатора античности Эдриана Голдсуорти. Такое написание — результат не то чтобы недоразумения, но своеобразного древнеримского представления о верности традициям.

Хотя в латинском языке звуки [k] и [g] всегда различались, на письме это различие поначалу не отражалось. Причина была в том, что в этрусском (или каком-то другом североиталийском) алфавите, из которого развился латинский, не было смычного [g]. Когда объемы письменной информации стали увеличиваться, а грамотность распространяться (в античности в принципе было не так много свободных людей, не умеющих хотя бы на примитивном уровне читать и писать), возникла необходимость как-то различать буквы, обозначающие непохожие звуки, и к C приделали хвостик. Как отмечает лингвист Александр Пиперски, буква G — это нововведение с диакритическим значком типа буквы Ё, только более успешное в исторической перспективе. Букву Ё, как известно, популяризовал Карамзин, а римские любители древностей зафиксировали, что G ввел в алфавит некий Спурий Карвилий — вольноотпущенник и первый в Риме владелец частной начальной школы — в III веке до н. э.

Большая буква C, обозначающая звук [g], часто использовалась в качестве инициала имен Гай и Гней (C и CN соответственно). Такие инициалы встречались в посвятительных надписях, на надгробиях и в других контекстах повышенной важности. Римляне к подобного рода вещам относились очень невротично и предпочитали ничего в них не менять. Поэтому в надписях начиная со II века до н. э. мы нередко видим букву G там, где ей быть положено (например, в слове AVG, сокращении от Augustus), но при этом имя Гай сокращается по старинке как С. То же самое с именем Гней, которое сокращается как CN (однако форма «Кней», насколько мне известно, по-русски нигде не встречается).

Скорее всего, именно эта двусмысленность и стала причиной раздвоения популярного римского имени на правильное Гай и ошибочное Кай. Кай из «Снежной королевы» Андерсена с большой вероятностью не имеет отношения к Цезарю — это распространенное скандинавское имя, и про его происхождение есть много других этимологических гипотез, в основном восходящих к фризским языкам.

Миф 2. Мы знаем, как он выглядел

Давайте посмотрим на несколько скульптурных портретов.

Первый — так называемый тускуланский портрет, раскопанный в 1825 году Люсьеном Бонапартом (братом Наполеона I). Он хранится в Музее древностей города Турина. К этому же типу относится еще несколько скульптурных изображений, хранящихся в Национальном римском музее, Эрмитаже, Новой глиптотеке Карлсберга в Копенгагене и др.

Тускуланский портрет из Музея древностей Турина. Датируется 50–40 годами до н.э. © Gautier Poupeau / Wikimedia Commons

Копия с тускуланского портрета. I век до н. э. - I век н. э. © J. Paul Getty Trust

Копия с римского оригинала I века н. э. Италия, XVI век © Государственный Эрмитаж

Второй распространенный тип портретов Цезаря — так называемый бюст Кьярамонти (сейчас хранится в Музеях Ватикана). К нему примыкает еще один бюст из Турина, скульптуры из Пармы, Вены и ряд других.

Бюст Кьярамонти. 30-20 годы до н.э. ancientrome.ru

Знаменитый «Зеленый Цезарь» хранится в Берлинском античном собрании.

«Зеленый Цезарь» из экспозиции Старого музея. I век до н. э. Louis le Grand / Wikipedia Commons

Наконец, осенью 2007 года со дна реки Роны в районе французского города Арля был поднят еще один предполагаемый бюст Юлия Цезаря.

Бюст Юлия Цезаря из Арля. Ориентировочно 46 год до н. э. IRPA / Musée Arles Antique / Wikipedia Commons

Хорошую подборку скульптурных портретов Цезаря можно также посмотреть вот .

Заметно, что даже внутри одного типа портреты не очень схожи между собой, а если сравнивать один тип с другим, и вовсе неясно, как это может быть один и тот же человек. При этом древнеримская портретная скульптура отличалась очень высоким уровнем реализма и стабильно достигала портретного сходства. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на многочисленные портреты более поздних императоров — Августа, например, или Марка Аврелия. Их нельзя перепутать ни между собой, ни с кем-либо еще.

В чем же дело? Дело в том, что почти все дошедшие до нас античные скульптурные портреты не подписаны и их атрибуция — дело в высшей степени гадательное. Подписанные портретные изображения встречались только на монетах, причем Цезарь был первым из римлян, чье изображение появилось на монетах при его жизни (произошло это в 44 году до н. э., а уже 15 марта этого года, в приснопамятные Мартовские иды, он был убит). Денарий Цезаря, отчеканенный чиновником по делам монетного двора Марком Меттием, стал образцом для всех позднейших монет императорского времени.


Аверс дена-рия Мар-ка Мет-тия с изображением Юлия Цезаря. 44 год до н. э. Museum of Fine Arts / Bridgeman Images / Fotodom

55-летний Цезарь изображался на денарии с реализмом, характерным для позднереспубликанской эпохи: очень длинная шея со складками, выступающий кадык, морщинистый лоб, худое лицо, в некоторых версиях — морщины в уголках глаз, венок, которым, по слухам, Цезарь камуфлировал плешь. Но все-таки монета — особый жанр, и атрибуция скульптурного бюста на основании стилизованной нумизматической картинки — дело ненадежное. Конечно, археологи из Арля хотели, чтобы про римский бюст выдающегося качества — что, бесспорно, редкая находка — узнало как можно больше народу, да и финансированию работ это тоже должно было помочь. А для такой цели «бюст Юлия Цезаря» подходит больше, чем «бюст неизвестного римлянина». С той же осторожностью надо относиться и ко всем остальным скульптурным изображениям «Юлия Цезаря».

В том, как публика представляет себе того или иного персонажа, репутация нередко оказывается важнее правдоподобия. Если поискать по картинкам в Google императора Вителлия, нам в первую очередь покажут бюст из Лувра, изображающий тучного, высокомерного человека с тройным подбородком. Это хорошо соотносится с образом императора, который, по словам Светония, «больше всего отличался обжорством и жестокостью». Но сохранившиеся монеты показывают совершенно другое лицо — человека тоже нехудого, но уж точно не курносого.

Бюст мужчины (псевдо-Вителлий). Копия с более ранней скульптуры. XVI век © Wikimedia Commons

Денарий императора Вителлия. 69 год © Wikimedia Commons

Миф 3. Он мог делать несколько дел одновременно

Вам никогда не приходилось слышать от мамы или бабушки «Не читай за едой, ты не Гай (или Кай) Юлий Цезарь»? В основе этого предупреждения — представление о том, что Цезарь мог делать несколько дел одновременно и что такого рода многозадачность была его уникальным свойством, большинству людей недоступным.

Во-первых, этот мем больше всего распространен в России. В западно-европейских культурах нет такого устойчивого выражения, хотя сам факт известен и иногда упоминается. Однако найти его в источниках не так просто. Светоний в жизнеописании Цезаря об этом не говорит ничего. Плутарх, со ссылкой на некоего Оппия, отмечает, что Цезарь «во время похода упражнялся еще и в том, чтобы, сидя на коне, диктовать письма, занимая одновременно двух или даже... еще большее число писцов». Это замечание вставлено между упоминанием залихватской физической ловкости («Он умел, отведя руки назад и сложив их за спиной, пустить коня во весь опор» — если вам кажется, что это не так уж и сложно, напоминаю, что античные всадники не пользовались стременами) и рассказом об изобретении СМС («Говорят, что Цезарь первым пришел к мысли беседовать с друзьями по поводу неотложных дел посредством писем, когда величина города и исключительная занятость не позволяли встречаться лично»).


Юлий Цезарь диктует свои изречения. Картина Пеладжо Паладжи. XIX век Palazzo del Quirinale / Bridgeman Images

Несколько подробнее об этой особенности говорит Плиний Старший в своем монументальном труде «Естественная история». Он находит живость ума, отличавшую Цезаря, беспрецедентной: «Сообщают, что он умел писать или читать и одновременно — диктовать и слушать. Он мог диктовать своим секретарям по четыре письма одновременно, причем по самым важным вопросам; а если не был занят ничем другим — то и по семь писем». Наконец, Светоний в жизнеописании Августа замечает, что Юлий Цезарь во время цирковых игр «читал письма и бумаги или писал на них ответы», за что подвергался нареканиям, — и Август прилагал усилия к тому, чтобы не повторять этой пиар-ошибки приемного отца.

Мы видим, что речь идет не о настоящем параллельном процессинге, а (как это происходит и у компьютеров) о быстром переключении с одной задачи на другую, о грамотном распределении внимания и расстановке приоритетов. Жизнь публичного человека в античности ставила перед его памятью и вниманием задачи, несопоставимые с теми, которые приходится решать современным людям: например, любая речь, даже многочасовая, должна была заучиваться наизусть (возможности для импровизации, конечно, существовали, но общую канву в любом случае приходилось держать в голове). Тем не менее даже на этом фоне способности Цезаря производили на современников неизгладимое впечатление.

Наполеон Бонапарт, чье стремление имитировать и превзойти Цезаря хорошо документировано, тоже славился умением диктовать до семи писем одновременно и, согласно воспоминаниям одного из секретарей, барона Клода Франсуа де Меневаля, относил эту свою сверхспособность к виртуозному владению техникой, которая на современном менеджерском жаргоне называется компартментализацией. «Когда я хочу отвлечься от некоторого дела, — говорил, по словам Меневаля, Наполеон, — я закрываю ящик, в котором оно хранится, и открываю другой. Два дела никогда не смешиваются, не беспокоят и не утомляют меня. Когда я хочу уснуть, я закрываю все ящики». Эта система с пространственной визуализацией тем или задач тоже восходит ко временам классической древности.

Бонус-трек. Где был убит Юлий Цезарь?


Смерть Юлия Цезаря. Картина Жана Леона Жерома. 1859-1867 годы Walters Art Museum

Цезарь был убит по пути на заседание Сената. Этот факт, совмещенный с авторитетом Шекспира (который помещает сцену покушения куда-то возле Капитолия — то есть, возможно, на Форум, над западной частью которого и возвышается Капитолийский холм), создает у многих ошибочное впечатление, что он был убит непосредственно в здании Сената. Здание Сената стоит на Форуме и сейчас и даже называется Юлиевой курией. Но во времена Цезаря его там не было: старая курия сгорела во время беспорядков, предшествовавших его правлению, он велел построить новую, но не успел ее увидеть (она была достроена при Августе; сохранившееся до наших дней здание еще более позднее, времен императора Диоклетиана).

Пока постоянное место для заседаний отсутствовало, сенаторы собирались где придется (эта практика существовала всегда и не прекратилась после строительства курии). В данном случае местом заседания был портик недавно возведенного Театра Помпея; там заговорщики и набросились на Цезаря. В наши дни эта точка находится на площади, которая называется Ларго-ди-Торре-Арджентина. На ней в 1920-х годах были обнаружены развалины четырех очень старых храмов республиканской эпохи. При Августе место убийства Цезаря было замуровано как проклятое, а рядом устроили общественную уборную, остатки которой можно разглядеть и сегодня.

Источники

  • Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. Божественный Юлий.
  • Кай Плиний Секунд. Естественная история.
  • Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Александр и Цезарь.
  • Balsdon J. P. V. D. Julius Caesar and Rome.
  • Goldsworthy A. Caesar: Life of a Colossus.

    New Haven; London, 2008.

  • A Companion to Julius Caesar.

Цезарь был очень хитрым и дальновидным политиком. Он всегда был готов дать отпор многочисленным врагам, как на военном, так и на светском поприще. Развлекаться Цезарю было некогда, но положение обязывало его присутствовать на различных мероприятиях, в том числе и на гладиаторских боях. Сидя в императорской ложе амфитеатра, правитель Рима использовал время с пользой: просматривал , отвечал на письма, беседовал с советниками и соратниками.

Наблюдая за Цезарем, его политические противники заметили, что император не уделяет достаточно внимания зрелищу, происходящему на арене. Поскольку в то время гладиаторские бои считались среди патрициев событием исключительной важности, Цезаря спросили, как он умудряется и за боем наблюдать, и письма писать, и читать. На ехидный вопрос император ответил просто: он сказал, что Великий Цезарь может делать и два, и три дела одновременно.

Версия вторая. Научная

Уже в наше время ученые решили подтвердить или опровергнуть древнюю легенду. Психологи из Канады опубликовали в журнале Neuron результаты необычного эксперимента. Они исследовали группу людей на предмет способности одновременно делать несколько дел. Перед группой из семерых были поставлены задачи. Первая задача состояла в сортировке появляющихся на экране изображений посредством нажатия кнопки. Вторая задача состояла в сортировке звуков и произнесении ответа вслух.

Психологи выяснили, что человеческий мозг физически не может выполнять две задачи, но может переключаться на выполнение другой задачи. Вначале эксперимента каждый испытуемый без труда выполнял одну из задач, но не мог одновременно выполнить вторую «звуковую» задачу. Однако со временем ситуация начала улучшаться: скорость переключения увеличилась. Оказалось, что способность переключаться с одной задачи на другую можно тренировать, но научить мозг выполнять несколько задач одновременно невозможно. Видимо, Цезарь путем постоянных тренировок научил свой мозг работать настолько быстро, что окружающие люди не замечали тех долей секунды, которые требовались императору для переключения.

Версия третья. Божественная

Тут все просто: Цезарь верил в собственное божественное происхождение. Понятно, что императору, ведущему свой род от самой Венеры, были доступны такие способности, о которых простой смертный мог только мечтать. Народу казалось, что образованнейший Цезарь наделен божественным могуществом. Цезарь мог одновременно (или почти одновременно) обсуждать государственные проблемы, диктовать послания и писать, а заодно и наслаждаться поклонением собственного народа. Правда, сенаторы не разделяли мнение простых людей насчет божественной сущности новоявленного диктатора, но это уже другая история.



Понравилось? Лайкни нас на Facebook