Танцевальное творчество в доу. «сюжетный игровой танец как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста согласно художественно – эстетической области системы фгос»

Разделы: Работа с дошкольниками

Музыкально-ритмические движения являются одним из наиболее эффективных и действенных средств воспитания детей, помогающие раскрыть способности детей, развить слух, чувство ритма, научить воспринимать язык музыкальных образов.

Занятия ритмикой способствуют физическому развитию детей: совершенствуется координация движений, повышается жизненный тонус ребенка, улучшается осанка. Всё это создает у детей радостное и бодрое настроение. При выполнении ритмических движений дети проявляют активность, инициативу, находчивость, реализуют свои творческие способности, совершенствуют музыкально-эстетические чувства.

Более 20 лет работая с дошкольниками, углубленно внедряя данную тему, уже с ясельной группы начинаю работать над плавностью рук, учу передавать элементарную ритмичность в основных, образных и танцевальных движениях. На занятиях и в свободной самостоятельной деятельности детей помогаю детям ориентироваться в образных движениях, танцевать с предметами, нацеливаю на творчество, ставлю детей в такие условия, когда они должны проявить активность, находчивость, инициативу, решительность. Любое занятие, выраженное через игровые моменты, становится интересным для детей, будит их воображение и нацеливает на творческое начало. На любом занятии можно «полететь» на ковре-самолете или облаке, встреть какой-то интересный образ (будь то, животное или солнечный зайчик) и передать все это в движении, фантазируя и сочиняя. Иногда такие игры в «Сочинялку» рождают интересные сказки и разные образы. В тесном контакте работаю с воспитателями, специалистами по физвоспитанию, родителями, которые помогают:

  • не тратить на занятиях время на разучивание элементарных движений (поскоков, прыжков, легкого бега и т.д.);
  • более основательно послушать музыкальные фрагменты к данным образам, танцам, сюжетам, движениям;
  • провести беседу о прослушанной музыке (если необходимо, сделать рисунки);
  • выучить необходимые слова, стихи к данному образу;
  • подготовить атрибуты, костюмы.

Согласитесь, что это очень большая помощь! Зато высвобождается время для работы над пением, движениями и другими видами деятельности.

Основное моё требование к качеству движений – это их слитность с музыкой. Чем качественней эта слитность, тем точнее движения передают развитие музыкальной речи, тем музыкальнее, выразительнее ритмические движения. У музыки и движения есть много общего: это темп, динамика, ритм, художественный образ. Поэтому так важно тщательно подбирать музыку для создания образов, которая не только должна нравиться ребенку, побуждая его к движению. Музыка должна быть понятной детям, разнообразна по жанру, стилю исполнения и, конечно, художественно-этична.

Дети узнают, что движения должны соответствовать характеру музыки, а выразительность музыкально-игрового образа зависит от того, в какой степени их движения соответствуют всем особенностям музыки, развитию музыкальных образов. Особое внимание уделяю музыкально-танцевальному творчеству детей. Без этого творчества немыслима работа над эмоциональностью, выразительностью образов в танцах.

Музыкально-танцевальное творчество проявляется в сочетании детьми знакомых элементов танца, в импровизации собственных движений, в сочинении простого танца, в этюдах-придумках. Например, я задаю пресловутое задание: импровизация танца Осенних листочков и эта импровизация может превратиться в сочинении новой сказки в движениях: здесь появляются не только листики, но и ветер, деревья, пеньки и коряги, дождик и лесные обитатели (от знакомых лисичек, медведей до муравьев и букашек). Дети очень любят фантазировать, важно только дать им толчок, давая всякие задания, нацеливая их на этюды. Ребята вначале осваивают элементарный язык жестов («прошу», «не надо», «иди скорей» и др.), характерные движения людей («плаксы» или «веселого клоуна»). Через этюды, творческие задания и игру дети проявляют свои способности, сочиняют и импровизируют, если у них есть багаж музыкально-ритмических движений. Поэтому много внимания уделяю развитию основных движений, упражнений на развитие мышечного чувства, развитию чувства ритма, координации движений. Часто использую на занятиях и в самостоятельной деятельности разминку-игру. В ней сочетаю, как упражнения для различных мышц рук, ног, головы; разные виды ходьбы, прыжков, бега, так и элементы народных и современных танцевальных движений, ориентировку в пространстве. Всё это, конечно, провожу через игру (например, «Веселый поезд» с интересными станциями-остановками, игры-путешествия; игры-приветствия и т.д.). В подготовительных упражнениях дети накапливают опыт связи музыки определенного характера с различными движениями, опыт выразительных жестов и мимики. А без этого невозможно детское творчество. Здесь необходимо помнить о том, что во время творчества детям, на мой взгляд, нельзя делать замечания (кто лучше исполнил, кто не смог придумать и др.). Главное, «не спугнуть» творческое начало ребенка, пусть самое неумелое и «корявое», не устраивать «соревнования» по творческим навыкам. Пусть ребенок получает удовольствие, что он двигается под музыку, сочиняет сам! Можно только помочь выбрать правильный цвет платочка, шарфика, цветочка, который поможет данному образу, полетности мелодии и т.д. Большим подспорьем служат костюмы, добавляя и украшая образ. Люблю использовать в работе не конкретные костюмы («Бабочки», «Клоуны», «Снежинки»), а «собирать» костюм из отдельных элементов (пелерины, юбочки, рукава на резинке, крылья, шляпки и др)., из которых дети сами составят свой образ.

Подготовкой к музыкально-двигательному творчеству признано обучение детей танцам и отдельным движениям. Все детские танцы можно поделить на несколько типов.

На долю первого приходится большая часть репертуара. Это пляски, подобные народным бытовым танцам, которые исполняются, как правило, в круговом построении, часто парами. Главное достоинство этих детских плясок в том, что они построены на движениях народного танца. Своеобразная форма и значения позволяют создавать интересные и содержательные композиции (например, танец «Балалайка», танец «Веселые ребята» и др.). В процессе разучивания народных танцев, я провожу предварительную работу: в так называемую, разминку включаю блок народных движений. Чем больше диапазон движений у детей, тем интереснее творчество свободного танца, которое я даю через 2-3 занятия овладения народными движениями. Дети сами предлагают свои придуманные движения. Затем я разучиваю танец, где использованы уже знакомые движения. Так, ребята с большим вниманием слушают рассказ об эпохе танца (как двигается девочка в танце – показ ее стати, плавности, величавости, и как двигается мальчик – он демонстрирует удалость, гордость), здесь уместно чтение стихов, прибауток, потешек.

Другой тип плясок – это так называемые, образные или характерные танцы (например, Петрушек, Снеговиков и др.). В них, благодаря наличию конкретного образа и преимущественному использованию изобразительных движений, характерных для пластики того или иного персонажа, происходит определенное перевоплощение, которое оживляет исполнение детей и наполняет его некоторым смыслом. В творческих танцах подобного типа для детей и творчества остается лишь сфера индивидуальной манеры воспроизведения того или иного образа. Например, перед разучиванием танца Клоунов, я даю детям задание: показать движения, характеризующие этот образ, его настроение, мимику. Так, при творческом этюде рождается будущий танец из движений, придуманных детьми. Тоже можно сказать и о многих других танцах: «Танец Фонариков», «Фрейлин с веерами», «Воробушков», «Золотых рыбок» и др.

Существует такая разновидность творческих танцев, как танцы с сюжетным построением – это очень яркая форма художественной деятельности, которая вызывает живой интерес у детей, как исполнителей, так и зрителей. Привлекательность его обусловлена образным перевоплощением, разнохарактерностью персонажей и их общению между собой в соответствии с сюжетным развитием. Благодаря этим особенностям в танце создается игровая ситуация, которая побуждает детей к музыкально-двигательному творчеству. Сюжетное развитие помогает ребенку увидеть в танце особую форму повествования и воспринимать выразительные движения как специфические средства, передающие его содержание.

Подготавливая детей к исполнению, например, танца «Чарльстон», я рассказываю о времени этого танца, характерных движениях, которые танцевали наши прабабушки, и выдумываю интересную историю, раскрывающую сюжет танца. Дети живо откликаются на своеобразный «диалог» танца своими движениями. Так появляется интересный и кокетливый танец. Также ребята любят рассказ о плавании моряков в далекие страны, их отдыхе на палубе корабля – в танце «Морячка»; с удовольствием дети изображают «Барышень и гусаров», а также подражать великому комику в танце «Чарли», а танец «Маленькая страна» они готовы танцевать несколько раз подряд, при этом напевая любимую песню.

Следовательно, особенности сюжетного танца создают благоприятные условия для возникновения и развития у детей музыкально-двигательного творчества. И, как результат, танцевально-ритмическая деятельность детей проявляется на вечерах развлечения, утренниках и других формах досуга.

К постановке детского танца стараюсь подходить дифференцированно, согласно возможностям и желанию самих детей, а также исходя из задач педагогического процесса, сезонных требований и обстановки. Так, например, слушая классическую музыку, появляются танцы «Фонариков», «Фей», «Танец феи леса и пажей», «Фрейлин с веерами» и др., дети сами фантазируют свой танец Принцесс на музыку «Менуэта» Боккерини. Играя в оркестре на детских инструментах под русскую народную музыку, ребята готовят ритмический рисунок будущего «Танца с ложками», «Танца с бубнами». В игровой деятельности они используют образные движения, жесты, пантомиму, мимику, этюды, которые затем помогают в создании танцевального сюжета. Многие музыкально-дидактические игры нацелены на развитие ритмического слуха («Ритмическое лото», «Повтори ритм», «Цыплята и петушок», «Веселый кубик» и др.), а также на развитие образного мышления и творчества («Фантазия», «Сочиняйка»), танцевального творчества, логики, мышления, быстроты реакции («Замри», «Покажи сам»), пение помогает раскрыть сюжет танца, его колорит, показывает раскрытие творческого потенциала ребенка. Очевиден творческий характер всех видов музыкальной деятельности.

Следовательно, одно музыкально-двигательное творчество не может решить задачи музыкального воспитания. Это возможно только в комплексе различных форм и видов музыкальной деятельности, тесно связанных между собой: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игровая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры. Представленная схема (Рисунок) «Музыкально-ритмические движения» дает полную картину разнообразия форм работы по данной теме.

В процессе организации праздников и развлечений и углубленной работы над темой, мною разработано пособие («Танцевальная карусель»), где представлены более 60 авторских танцев и музыкально-ритмических композиций. Данный материал (1 часть) был представлен на II Всероссийском фестивале дошкольников и младших школьников «Понарошкин мир» в 2002 году и получил диплом и звание лауреата в номинации «Образовательный проект».

В Приложении представлены лишь некоторые танцы из сборника «Танцевальная карусель». Работа над танцами не окончена, она продолжается. Дети, которые приходят и через несколько лет выпускаются в школу, дают мне новый полет фантазии для творчества. Надеюсь, это еще долго продлится, чего и всем желаю.


« БАБОЧКИ »

Ст.гр.

Цель:

Ход: Педагог просит детей « превратиться » в бабочек и показывать жизнь бабочек в соответствии с его рассказом: « Светит яркое солнышко. Бабочка только что проснулась. Она расправляет плечи, потягивается, проверяет свои ножки. Ей радостно. Она начинает махать крылышками медленно, потом все быстрее и быстрее. А затем взлетает. Она летит в теплом-теплом радостном воздухе. Жарко, солнце греет ее крылышки. От радости она смеется. Вот она увидела цветок, села, сложила крылышки и вдыхает его аромат: как вкусно он пахнет! Наверное, цветку тоже, радостно. Темнеет. Бабочка садится, складывает крылышки и засыпает. Ей снится чудесный сон » .


« В ЛЕСУ »

Ст. д/в

Цель: Побуждать детей к самостоятельной импровизации движений подчиненных определенному образу.

Ход: Педагог: «В лесу раннее утро, светит солнце и разные звери приходят на полянку погреться в его ярких, теплых лучах. Каждый приходит под свою музыку. Какие же звери пришли у нас сегодня на поляну? Сейчас мы с вами тихонько подсмотрим».

«Первым на поляну прискакал зайчик» соответственно в музыке идет заячья тема. Затем: «На поляну прибежал волк» идет тема волка и т.д. Дети должны изобразить зверя, который приходит на поляну. Его манеры, его поведение и т.д. В конце игры можно выбрать самого страшного волка или самого трусливого зайца.

* зайчик, волк, медведь, ежик, лисица, птички.

« ЦВЕТОЧКИ »

Ст. д/в

Цель: Побуждать детей к самостоятельной импровизации движений подчиненных определенному образу. Совершенствовать умения самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание.

Ход: Педагог: « Зима. Росточек сидит в земле и ждет, когда придет весна. И вот она наступила. Росток пробивается из земли, вырастает стебель, потом по одному появляются листики, а затем бутон. Дальше цветочек распускается. Цветет, иногда дует ветерок и он покачивается от его дуновения, а иногда прямо кружится от радости. Но вот и осень. Цветочек начинает увядать и возвращается в землю, чтобы снова прорасти весной. »

« ПОД ДОЖДИКОМ »

Ср. гр.

Цель:

Ход: Звучит запись шума дождя. Дети начинают бегать под «дождиком», подставлять ладошки под его «капли». Музыка начинает звучать тревожнее, в лесу - настоящий ливень! Педагог открывает зонт и зовет детей. Предлагая спрятаться от дождя. Педагог с радостью встречает детей, имитирует движения – как будто вытирает им носики, ручки, стряхивает капли дождя с одежды, приглашая делать то же самое и детей.


« РАСТУЩИЕ ЦВЕТЫ »

Ср.гр.

Цель: Побуждать детей к импровизации движений подчиненных определенному образу.

Ход: Звучит спокойная музыка. Дети вместе с педагогом изображают растущие цветы: сначала цветы все спят, затем начинают медленно просыпаться, вытягиваться к солнышку, тянутся все выше и выше. Как хорошо им на лесной полянке всем вместе, закружились цветы под музыку птичьих трелей в общем танце. А теперь подбежали все цветочки близко друг к другу и обнялись.

« МАГАЗИН ИГРУШЕК »

Татьяна Мещерякова
Развитие творческих способностей детей средствами танцевального искусства

Развитие творческих способностей детей средствами танцевального искусства

Слайд 1. В наше социально-ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха,

Что и говорить, танцевать любят все – и взрослые, и дети. И не важно, по правилам человек танцует или двигается , как умеет. В любом случае танец – это удовольствие. Причем ощущение радости приобретает новые нюансы в зависимости от того, какой танец человек исполняет – веселый или романтичный, нежный или страстный.

Слайд 2. Искусство танца великолепное средство воспитания и развития маленького человека . Оно обогащает духовный мир, помогает ребенку раскрыться как личность.

Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка, делают его поведение естественным и красивым. Пройдет совсем немного времени занятий танцем , и вы заметите, как ребенок преобразится : появится гордая осанка, правильная координация движений, утонченная пластика. Кроме того, он начнет чувствовать ритм, понимать характер музыки, у него разовьется художественный вкус, творческая фантазия . Все это непременно сделает его более глубокой личностью и научит лучше понимать себя и других.

Слайд 3. Танец нельзя свести просто к движениям под музыку или без нее, это и проявление нашей индивидуальности и неповторимости, история, рассказанная с помощью чувств через движения. Окунувшись в удивительный мир танца и музыки , мы становимся способными открыто выражать свои эмоции. Таким образом, я считаю, что танцевальное искусство несет в себе , помимо красоты, и психотерапевтический эффект : выражая себя, открыто и ярко, не боясь внутренних противоречий, мы тем самым освобождаемся от зажимов и комплексов. Даже самые замкнутые дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными.

Слайд 4. Шведский педагог и композитор, основоположник системы ритмического воспитания Э. Жак-Далькроз увидел ритмических танцах универсальное средство развития у детей музыкального слуха , памяти, внимания, выразительных движений, творческого воображения . Методы музыкального движения были разработаны в России отечественными педагогами музыкантами С. Д. Рудневой, Л. С. Генераловой, Э. М. Фиш на основе системы Э. Жака-Далькроза. Психолог Б. М. Теплов определяет музыкально-ритмическое чувство как «способность активно переживать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения».

Актуальность данной темы определяется значимостью проблемы воспитания активной творческой личности . Ведущая педагогическая задача - активизировать на занятиях творческие проявления воспитанников, усилить роль творческого начала в развитии личности юного танцора . Творческие проявления детей на занятиях должны иметь целенаправленный, активный и эмоциональный характер.

Выбор темы продиктован необходимостью познакомить дошкольников с языком движений и принципами танцевальной композиции , подвести их к овладению выразительной пластикой общения и эмоционального состояния, близкого им по собственному жизненному опыту, помочь поверить в свои творческие способности , что они талантливы и неповторимы.

1. Создание непринужденной обстановки – дети себя чувствуют комфортно, раскрепощено.

2. Творческая направленность – результатом, которого является самостоятельное создание ребёнком новых движений, основанных на использовании его двигательного опыта.

3. Систематичности и последовательности. Для полноценного физического совершенства я соблюдаю системность, непрерывность всего материала и повторение его на последующих занятиях. Усложнение выполнения творческих заданий : от простого к сложному.

4. Доступности и индивидуализации. Музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям. Например : музыка изобразительного характера – танец «Осенние листочки» , «Ромашка – цветок полевой» и др. Продумываю движения для танцев , игр и этюдов, чтобы они были : доступными двигательным возможностям детей , понятными по содержанию игрового образа.

5. Наглядности - принцип тесно связан с осознанностью : то, что осмысливается ребёнком при словесном задании, проверяется практикой, воспроизведением движения, в котором двигательные ощущения играют важную роль.

6. Принцип партнерства – вовлечение воспитателей и родителей в воспитательно-образовательный процесс (открытые занятия, концерты детей ) .

Практическая значимость состоит в том, что накопленный материал (разработки танцевальных композиций , подбор танцевальных игр , этюдов, консультации для педагогов и родителей и др.) может быть использован при проведении праздников, развлечений , на занятиях в танцевальном кружке .

Теоретическая база основана на исследовании методик, посвященных выработке и развитию у дошкольников творчества в танце на основе обучения их языку выразительных движений. В нее вошли программа Т. И. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей » , программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика» , «От жеста к танцу » Е. В. Горшковой, «Танцы в детском саду » Н. В. Зарецкой, З. Я. Роот, «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» Е. П. Раевской, С. Д. Рудневой, Г. Н. Соболевой, З. Н. Ушаковой.

Слайд 6. Формирование творческих способностей дошкольников , улучшение их психофизического состояния посредством танца . Танец пробуждает творческие способности и дает возможность через гармонию движений эти способности реализовать . В процессе изучения танцевальных упражнений у ребенка повышается самооценка. Он начинает верить в свои способности .

Главные цели и задачи моей педагогического опыта направлены на развития целостного представления у детей о танце , как вид искусства , а также на приобретение ими начальных знаний, умений и навыков. В процессе работы с детьми необходимо объяснять ребятам значение каждого движения, способ его методически грамотного исполнения. Одним из условий моих занятий является внимательное, доброжелательное отношение к начинающему танцору , умение внушить ему веру в его возможности, создание ситуации успеха.

Задачи :

1. Развитие музыкальности :

- развитие способности воспринимать музыку , т. е. чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание.

- развитие специальных музыкальных способностей : музыкального слуха, чувства ритма.

- развитие музыкальной памяти .

2. Развитие двигательных качеств и умений :

- развитие координации движений, гибкости пластичности.

Воспитание выносливости.

Формирование правильной осанки, красивой походки.

Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

3. Развитие творческих способностей , потребности самовыражения в движении под музыку :

- развитие творческого воображения и фантазии.

- развитие способности к импровизации .

4. Развитие и тренировка психических процессов :

- развитие эмоциональной сферы и умение выражать эмоции в мимике и пантомимике.

- развитие восприятия , внимания, воли, памяти, мышления.

5. Развитие нравственно- коммуникативных качеств личности :

Воспитание умения сопереживать другим людям и животным.

Воспитание умения вести себя в группе во время движения.

Слайд 7. В своей педагогической работе использую групповую форму занятий, применяю комплексный способ разучивания танцевальных элементов по принципу «От простого к сложному» .

Слайд 8. Данный способ включает :

Теоретический компонент (беседа о танце , характере музыки и средствах ее выразительности , объяснение исполнения движений, с учетом возрастных особенностей детей );

Визуальный компонент (наглядная подача материала самим педагогом, знакомство с новыми танцевальными движениями );

Практический компонент (разучивание и отработка элементов танцевальной вариации , закрепление, тренировка мышечной памяти).

Слайд 9. В своей работе придерживаюсь следующей последовательности изучения танца :

1. Знакомство с танцем : история; разбор музыкального темпа; определение характера музыки, фигур и манеры их исполнения).

2. Разучивание элементов танца , на которых будут строиться фигуры.

3. Разучивание фигур танца , с учетом их физических особенностей, характера и способностей .

4. Театрализация танца : эмоции, характер, сыгранная история.

Слайд 10. Главное отличие детского танца от взрослого – в сюжетно-игровом решении. Игра присутствует в жизни детей и всегда им сопутствует. В игровых и сюжетных танцах есть возможность развивать фантазию . Особенности сюжетного танца создают благоприятные условия для возникновения и развития танцевального творчества детей самостоятельной импровизации.

Слайд 11. Музыкальные произведения, которые я использую для сюжетных танцев , содержат яркие и узнаваемые образы, доступные детям по содержанию, близкие их жизненному опыту и выраженные простыми ясными средствами , побуждающие к движению, подсказывающие его.

Слайд 12. Работа над сюжетным танцем я начинаю с рассказа сюжета будущей постановки детям, с восприятия музыкального материала. Игрушки, атрибуты, декорации побуждают детей к более выразительному исполнению. Это помогает детям представить ситуацию, чтобы воссоздать ее в движениях. Работа над выразительностью исполнения начинается сразу же после первого знакомства ребенка с движением и продолжается на протяжении всех этапов эго освоения.

Слайд 13. Особенности разработанных танцевально-игровых композиций :

1. Возможность использования материала на маленьких пространствах (в совместной, самостоятельной деятельности) .

2. Возможность применения материала на детской аудитории дошкольного и младшего школьного возраста, без большой предварительной подготовки (мероприятия массового характера в помещениях и на улице) .

3. Движения танцев легко трансформируются в зависимости от уровня подготовленности (возраста) детей .

4. Возможность самостоятельного комбинирования и творческой интерпретации движений.

Слайд 14. Для постановки танца нужны творческие задумки , которые требуют для передачи образа использование реквизита. В работе создание реквизита выступает как дополнительная творческая форма работы , которая позволяет каждому поучаствовать в подготовке реквизитного материала, проявить свои творческие способности .

Слайд 15. Работа в социуме - повышает интерес детей к танцевальному творчеству , желание показать своё умение на уровне детского сада, на сцене городского Дома культуры. Это подтверждают неоднократные выступление моих воспитанников на сцене – различные танцевальные композиции на «День защиты детей » , «День Победы» , «День матери» , культурно-досуговая деятельность. Слайд 16. В работе с детьми большую роль играет семья, где решающим фактором является отношение родителей к музыке, к музыкальному воспитанию.

Тесное сотрудничество музыкального руководителя и воспитателей помогает мне в работе, что является залогом успешного выполнения поставленных задач.

Основными показателями эффективности моей педагогической деятельности можно считать выступления детей на концертах , детских утренниках, праздниках, на родительских собраниях и районных мероприятиях :

Слайд 17. Таким образом, можно сделать следующий вывод : последовательная и систематическая работа над решением задач в сфере танцевальной деятельности развивает воображение детей , их творческую активность , учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений. Творчество детей возрастает и приводит к положительным результатам, если педагогическая деятельность в танцевальном направлении реализуется в соответствии с их подготовленностью. Всё это наполняет ребёнка радостью, а создание радостных условий для пребывания детей в дошкольном учреждении – главная задача педагога.

Екатерина Чернова
Программа саморазвития «Развитие музыкально-ритмических движений и танцевального творчества у детей дошкольного возраста»

Программа саморазвития по теме :

«Развитие музыкально-ритмических движений и танцевального творчества у детей дошкольного возраста ».

1. Актуальность ….…. 3 стр.

2. Цели, задачи…. 5 стр.

3. Этапы работы…. 6 стр.

4. План мероприятий по реализации программы… . 8 стр.

5. Ожидаемые результаты…. 15 стр.

6. Заключение….16 стр.

7. Список литературы…. …. … 19 стр.

Актуальность :Социальная значимость проблемы воспитания активной творческой личности . Решение этой важной задачи начинается уже в дошкольном возрасте , так как в детском саду происходит знакомство детей с танцем и их первое активное приобщение к этому виду творческой деятельности . Современное понимание проблемы музыкального воспитания детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры . Детское исполнительство требует определенных тренировочных действий : повторений, упражнений, закреплений. Но самое главное – чтобы дети не теряли интереса к музыкальной деятельности ! В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 и ФГОС ДОзаложены принципы развития творческой личности ребенка , основанные на индивидуальных потребностях. Проблема развития творческих способностей у детей состоит в том , что нам необходимо продолжать развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные движения , заложенные природой, т. к. музыкально-ритмическое творчество может успешно развиться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности . Этой проблемой занимались многие известные ученые и педагоги, такие, как А. В. Запорожец, Б. В. Астафьев, З. Фрейд и другие, которые считали, что

необходимо развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные навыки , заложенные природой. И поэтому выбор темы продиктован необходимостью поиска новых путей к развитию у дошкольников музыкально-ритмических и танцевальных движений , формированию музыкального вкуса и культуры детей .

Цель : Содействовать творческому развитию личности дошкольника средствами музыкально - ритмических движений и танцевально-игровой гимнастики . Создать необходимый положительный психологический настрой.

Задачи :

Изучить и проанализировать методическую литературу по данной проблеме -Повысить двигательную активность детей через танцевальную и музыкально -ритмическую деятельность - Ориентировать педагогов и родителей на оказание помощи детям при работе в данном направлении

Этапы работы

Диагностический

Постановка проблемы. Анализ собственного педагогического опыта по данной теме

Детальное изучение материала, имеющегося опыта по данной теме и изучение литературы по проблеме;

Определение целей и задач работы над темой В течение трех лет

Прогностический - разработка системы мер, направленных на решение проблем;

- прогнозирование результатов

Составление перспективного планированияпо данной теме. В течение трех лет

Практический - выступление из опыта работы на педсоветах, родительских собраниях,

Информирование педагогов и родителей дошкольников через консультации :

Посещение семинаров, методических объединений;

Проведение открытых показов, семинаров-практикумов для педагогов. В течение трех лет

Обобщающий - анализ работы

Обобщение опыта, оформление материала, проведение мониторинга. В течение трех лет

Внедренческий использование опыта работы педагогами в других ДОУ В течение трех лет

План мероприятий по реализации программы

2017 – 2018 учебный год

Средняя группа

Период прохождения

мероприятия

музыкально -двигательных способностей детей на начало года .

2. Познакомить детей с понятиями «осень» , «осенние листочки» , «осенний листопад» .

Расширять знания детей о понятиях «танец» , «ориентировка в пространстве» , «ровная спина» , «носик смотрит прямо» .

Учить первичным навыкам «находить свое место на краю ковра» , «двигаться по краю ковра» .

праздник

ДЕКАБРЬ. ЯНВАРЬ -Познакомить детей с понятиями «зима» , «зимние праздники» .

Расширять знание детей о понятиях «линии» , «повороты, выпады вправо и влево» .

Учить движения хороводного шага , держась за руки и

соблюдая правильную форму круга.

-Развивать музыкально -ритмическую координацию движений музыки , используя предметы.

Расширять умение перестраиваться из большого круга в маленький и наоборот, не держась за руки.

Праздник

Нового года

ФЕВРАЛЬ. МАРТ -Познакомить детей с понятиями «весна» , «мамин праздник» .

Учить передавать характер, мимику, пластику, воображение, через движения с сюжетным наполнением танца .

Расширять имитационные знания о понятиях «кошечка точит коготки» , «умывается» , «ползает» , «виляет хвостиком» , «болтает ножками» .

Праздник

АПРЕЛЬ. МАЙ -Учить детей движением в работе с лентой : «поочередное поднятие рук» , «круговые движения рук » , «змейка» , «водопад» .

Повторение и закрепление

Способствовать формированию настойчивости, выдержки в достижении результатов на занятиях

Учиться музыкально движения в танце .

Диагностика уровня музыкально -двигательных способностей детей

«Лето»

2018– 2019 учебный год

Старшая группа

Период прохождения

мероприятия

СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ 1. Диагностика уровня музыкально -двигательных способностей детей на начало года .

2. Продолжать развивать чувство ритма , умение передавать через движения характер музыки . Свободно ориентировать в пространстве

3. Познакомить детей с движениями танца русского хоровода .

праздник

ДЕКАБРЬ. ЯНВАРЬ 1. Напомнить детям о понятиях «зима» , «зимние праздники» .

2. выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами .

3. Развивать музыкально -ритмическую координацию движений , способность выразительно двигаться в соответствии с характером музыки , используя предметы.

4. Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных

движений (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперед , кружение; приседание с выставлением ноги вперед).

Праздник

Нового года

ФЕВРАЛЬ. МАРТ 1. Продолжать знакомить детей с понятиями «весна» , «мамин праздник» .

2. Учить передавать характер, мимику, пластику, воображение, через движения с сюжетным наполнением танца .

3. Продолжать учить детей импровизировать образы сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, журавль, ворон и

т. д.) в разных игровых ситуациях.

4. учить придумывать движения

к пляскам, танцам .

Праздник «День защитника Отечества»

Праздник

АПРЕЛЬ. МАЙ 1. Познакомить детей с понятием «бальный танец» - вальс, полька.

2. Повторение и закрепление

пройденного за учебный год материала.

4. Учиться музыкально , выразительно и эмоционально передавать характерные движения в танце .

Диагностика уровня музыкально -двигательных способностей детей

Праздник, посвященный Дню Победы «Лето»

Подготовительная группа

Период прохождения

мероприятия

СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ 1. Диагностика уровня музыкально -двигательных способностей детей на начало года .

2. Продолжать развивать чувство ритма , умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки . Свободно ориентироваться в пространстве

3. Знакомить с особенностями русских плясок (одиночные, групповые, круговая пляска, перепляс)

праздник

ДЕКАБРЬ. ЯНВАРЬ 1Знакомить с особенностями белорусских плясок. («Юрачка» , «Бульба» , «Полька-Янка» ).

2. Познакомить детей с особенностями национальных культур. «Танцы народов мира » . («Кадриль» )

3. Совершенствовать умение импровизировать под музыку соответствующего характера (лыжник, конькобежец, наездник; лукавый котик и сердитый козлик и т. п.)

4. Знакомить с понятием «Цыганский танец» . Рассказать детям об особенностях цыганской культуры, характере и манере исполнения народных танцев .

Праздник

Нового года

ФЕВРАЛЬ. МАРТ 1. Рассказать о разнообразии историко-бытовых танцев : («Гавот» , «Менуэт» , «Мазурка» )

2. Знакомить с особенностями украинских плясок («Гопак» , «Казачок» )

3. Развивать танцевально - игровое творчество ; формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен.

4. Закреплять умение придумывать движения , отражающие содержание песни.

Праздник «День защитника Отечества»

Праздник

АПРЕЛЬ. МАЙ 1. Познакомить детей с понятием «Бальный танец» («Вальс» )

2. Повторение и закрепление

пройденного за учебный год материала.

3. Способствовать формированию настойчивости, выдержки в достижении результатов на занятиях

4. Диагностика уровня музыкально -двигательных способностей детей

Праздник, посвященный Дню Победы «Выпуск в школу»

Ожидаемые результаты :

Решение вышеперечисленных задач предполагает достижение следующих результатов :- Переход к более развернутым и сложным танцевальным композициям , используя которые можно продолжать развитие детского творчества в танце (исполнительского и композиционного) .- Укрепление здоровья : способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата; формировать правильную осанку. - Совершенствование психомоторных способностей дошкольников : развивать мышечную силу , гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности; содействовать развитию чувства ритма , музыкального слуха , памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой ; формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев . Улучшение ориентировки в пространстве- Развитие творческих способностей : развивать мышление , воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор; формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку ; воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях ; развивать лидерство , инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи. - Повышение интереса родителей в данной области

Заключение.

Музыка в области музыкально -ритмического воспитания занимает одно из центральных мест. Мы говорим : «Следует научить детей красиво двигаться » . Но для того, чтобы это получалось надо выбрать очень хорошую музыку , воспитать культуру движения на лучших образцах музыкального творчества . Музыка , обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, сопровождая движения , оказывает влияние на повышение качества их исполнения- выразительность, ритмичность, чёткость, координацию. И здесь педагогу необходимо особое чутьё и соответствующая подготовка. Уже в начале процесса обучения детей надо обращать внимание на их музыкальность . Восприятие музыки и способность пластически отражать особенности музыки- ритмические , темповые, эмоциональные- у каждого ребёнка свои. Поэтому именно музыка , причём хорошо подобранная, позволит педагогу с первого занятия избежать формального подхода к самым простым упражнениям. В процессе этой работы детей надо знакомить с музыкой , передающей разнохарактерные образы- от весёлых, беззаботных, лирических, нежных, до энергичных, волевых, серьёзных. Сопоставление конкретных музыкальных образов обогащает и организует эмоциональный мир детей , а способность уложить свои движения во времени , в соответствии с различным метроритмическим строением, положительно влияет на развитие слуха . Тщательный отбор упражнений и музыкального сопровождения , их соответствие возрастным особенностям и музыкальной подготовке детей , постепенное нарастание сложности упражнений и музыкального сопровождения приводит к успешному решению задач обучения, развивают у занимающихся способность ценить в музыке прекрасное . Музыкальное сопровождение занятия – дело первостепенной важности. Именно в течение последовательного ряда занятий ребёнок приучается к своеобразному мелодическому мышлению. Но, чтобы ребёнок ни делал, необходимо подбирать предельно ясные по содержанию и восприятию мелодии, особенно на первых порах. Если в композиторском оригинале мелодия дана в слишком сложной разработке, её можно несколько упростить, подвергнув аранжировке. Разумеется, что музыка должна выбираться в соответствии с требованиями хорошего вкуса. Что касается критериев хорошего музыкального вкуса , то они должны определяться такими понятиями как ясность, доходчивость, законченность мелодии. Диапазон музыкального репертуара широк- от сочинений, написанных специально для детей , до сложных образцов симфонической музыки . И здесь важно только то, что, выбирая музыку , каждый раз специалисты конкретно должны представлять, на сколько уместен данный материал на занятии. Всё, о чём говорилось выше, направлено на одну цель : выработать в ребёнке активное творческое восприятие музыки , способность получать подлинное эстетическое наслаждение от контакта с музыкой , умение выразить её содержание в движениях . Итак, в каждом виде музыкально -ритмической деятельности- восприятии, исполнительстве, творчестве , кроме основных музыкальных способностей (ладовое чувство, музыкально -слуховые представления и чувство ритма, развиваются и другие . В процессе восприятия музыки развивается музыкальное мышление . В исполнительстве и творчестве детей помимо основных музыкальных способностей формируются исполнительские и творческие способности , требующие овладения определённой техникой исполнения и импровизаций. Музыкально -ритмическая деятельность развивает не только музыкальные , но и общие способности. Развивается мышление , эмоции, воспитывается творческое воображение , укрепляется воля, способность удерживать произвольное внимание. В свою очередь, общие способности влияют на формирование музыкальных . Развитие всех способностей требует индивидуального подхода к детям, учёта их склонностей, интересов.

Список литературы :

1.«Методика музыкального воспитания в детском саду» под редакцией Н. А. Ветлугина – М., 1989

2. Журнал «Музыкальный руководитель » .

3. «Музыка – детям » , Н. А. Метлов – М., 2005

4. «Музыка и движение » Бекина С. И М., 1984

5. «Музыкально – двигательные упражнения в детском саду» . Е. П. Раевская С. Руднева – М., 1991

ЛИЛИЯ ИВАНОВА

ПДО по хореографии МБДОУ детский сад № 95 «Зоренька» Иванова Лилия Ефимовна.

АКТУАЛЬНОСТЬ

В настоящее время большое внимание стало уделяться воспитанию детей на народных традициях, распространению идей этнопедагогики , приобщению детей к сокровищам национальных культур с целью возрождения , сохранения и развития неиссякаемого источника мудрости и исторического опыта народа, формирования национального самосознания детей -носителей своей национальной культуры.

Пластическая, музыкальная, танцевальная , педагогическая культура каждого народа - это не «музейное» , а живое, творческое явление , которое должно развиваться систематически и включаться в современную жизнь подрастающих поколений. Поэтому проблема сегодняшнего времени - брать на вооружение эти замечательные традиции народов и широко использовать их в работе с детьми. Возрождение традиционного танцевального искусства якутов не теряет своего значения в наши дни и является одним из направлений работы по этнокультуре .

Традиционная танцевальная культура народов Саха имеет ярко выраженную этническую окраску и является специфическим отражением его исторического развития . Также стоит вопрос возрождения подлинно народной якутской хореографии, имеющей прочную связь с мировоззренческими представлениями, с национальными особенностями психологии народа.

В соответствии с многонациональностью нашей республики работа по обучению детей народным танцам , формировании потребности в высоких культурных и духовных ценностях построена таким образом, что на занятиях стараемся детей знакомить с тем , что у каждого народа в воспитании своих потомков есть национальные особенности, которые широко используются в воспитательном процессе .

Специалисты в области медицины давно доказали благотворное влияние танца на физическое развитие детей . Педагоги полностью солидарны с медиками, да к тому же они утверждают, что танцы способствуют формированию здоровой психики.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к богатству танцевального творчества .

Дать общее представление об особенностях национального танца ;

Прививать интерес к танцевальному искусству ;

Развивать пластичность , музыкальность и выразительность движений;

Способствовать формированию музыкальных и танцевальных способностей посредством подбора доступных материалов;

Воспитывать нравственные качества и эстетический вкус в создании образа для выступлений.

Ожидаемый результат

в процессе обучения танцам , выполняя различные движения и упражнения, укрепляется опорно-двигательный аппарат у детей , повысится уровень развития координации движений и ориентации в пространстве;

на основе полученных знаний и умений в исполнении танцевальных элементов , ребенок сможет создать творческий образ .

Чтобы ребенок мог удовлетворить свои двигательные потребности, необходимо создать ему соответствующие условия : пространство для творческой танцевальной деятельности , свободу в движениях и психологический комфорт.

Основой успешного освоения танца является комплекс тренировочных упражнений сценической пластики, способствующих развитию координации , танцевальности и техники исполнения.

Интерес к танцам формируется постепенно, поэтому мы используем такие формы обучения детей : беседы о творчестве народов Севера , посещение музеев, концертных выступлений, телепередач с обсуждением; показ картин и слайдов о танцующих птицах ; знакомство с танцами «Осуохай» , «Стерхи» , «Якутский узор» .

Танцевальные движения , передаваемые из поколения в поколение, развивают основные двигательные навыки

Занятия танцами не только расширяют кругозор, обогащают словарный запас, но и прививают у детей основы этикета и манеры поведения в социуме.

Якутский танец удивительно богат разнообразием движений, сюжетов и форм

Танцы положительно влияют на формирование личности ребенка

Танец «Встреча весны»

«Чороонноох ункуу» -совместный танец педагогов, родителей и детей

«Танец стерхов» -символизирует счастье


Танец «Богатыри»


Ритуал открытия летнего праздника «Ысыах»


Танец «Сибэккилэр» развивает общую пластическую культуру тела


Танец «Северный»


Танец «Матросский»


Танец «Дети под мирным небом»


Танец «С корзинами»


Танец «Кадриль»


В дошкольном возрасте закладываются основы двигательной культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической двигательной активности. Дошкольный возраст особенно благоприятен для овладения базовыми компонентами культуры движений, освоения большого арсенала двигательных координаций, техники разнообразных танцевальных упражнений . Таким образом, культуру движений, которая включает в себя умения сохранять правильную осанку, пластичность, двигательно-координационные качества, можно целенаправленно развивать и совершенствовать , используя доступные средства и методы народного танца , с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, характера и склонностей дошкольников


Публикации по теме:

"Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через формирование знаний об истории государства, ознакомление с.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВА. Искусство для детей-это яркая страница в большом искусстве, в искусстве взрослых. Оно.

Консультация для родителей. "Воспитание дружеских взаимоотношений и культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста через художественную.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Чухломский детский сад «Родничок» Чухломского муниципального района Костромской области.



Понравилось? Лайкни нас на Facebook